Салтыков-Щедрин, где Салтыков – фамилия, а Щедрин – литературный псевдоним, на склоне лет, переполненный яростным внутренним протестом против царивших в то время порядков в Российской империи, начал писать свои сатирические сказки, имеющие также гротесковый и фантасмагорический характер, доводимый им местами до абсурда. Следуя гоголевским заветам, но используя сказочный формат, помогавший Михаилу Евграфовичу обходить рогатки цензуры, он бичевал как людские, так и общественные пороки.
По жанру сказки Салтыкова-Щедрина очень разнообразны и конечно сильно отличаются от общепринятых канонов не только народных сказок, но и сатирических басен Эзопа и Лафонтена. Басни в прозе или сказки для «детей» изрядного возраста – вот как о них отзывались современники - граждане Российского государства конца XIX века.
Основные каноны сказочного жанра – это противостояние Добра и Зла, правило хорошего конца, одушевление всего живого и неживого, оптимизм при постановке и решении вечных проблем и так далее по большому списку. У Салтыкова-Щедрина все так … и не так. Добро и зло конечно присутствует, и они постоянно борются, но сам автор не всегда на стороне угнетаемых и гонимых, так как убедился, что все происходит, в основном, из-за извечного русского, сидящего глубоко в сознании, «добровольного» рабства. И концовка сказок у Михаила Евграфовича, как минимум, грустная или типа «смех сквозь слезы», а частенько и вообще трагическая. Сатирические сказки писались на злобу дня и были остро социально направлены, поэтому автор задавался не решением вечных проблем (этот момент имел место, но шел рефреном), а поднимал темы на «злобу» дня.
Вместе с тем сказки Салтыкова-Щедрина насквозь пропитаны русским, фольклором и духом, народными выражениями и образами, в них полно фантастических и юмористических элементов, так свойственных народным сказкам, но вместе с тем много в них иронии и злого сарказма, а также горькой, а иногда и «грязной» жизненной правды.
|