Окончив лицей, в котором учился Пушкин, Салтыков-Щедрин (Салтыков – фамилия, а Щедрин – это выдуманное им имя), начал писать еще в лицее, а свои сатирические сказки писал всю свою жизнь. Восхищаясь гоголевской резкой и хлесткой сатирой, Михаил Евграфович выбрал сказочный жанр не из-за того, чтобы было легче преодолевать «рогатки» цензуры, а намереваясь в близком для народного понимания стиле, развеять его суеверия, в том числе главное – «о злых боярах и добром батюшке-царе».
Первоначально, следуя канонам сказочного жанра, сатирик работал не столько языком «Эзопа», сколько через чрезмерную гиперболизацию, гротесковость и даже, временами, абсурдность описываемых событий, часто доходя до полного абсурда. Свой особый метафоричный и афористичный язык Салтыков-Щедрин черпал из народного фольклора. Фантасмагоричность и неподдельная фантастичность происходящего – еще одна особенность сатиры Михаила Евграфовича. Вместе с тем, если над персонажами-людьми Салтыков-Щедрин жестоко смеется или грустно иронизирует, то к животным у него отношение другое – мало эмоционально окрашенное, так как истинная суть хищника (лютость, безжалостность, доминирование и так далее) и состоит в «хищничестве», ничего сверх естественного в этом нет.
Уникальные во многих смыслах сатирические басни в прозе Салтыкова-Щедрина, не столько поучали, как положено басням, сколько «жгли» читателя, наделяя его моральными силами противодействовать тому «добровольному» рабству в которое определил и «заковал» себя русский народ.
|