В своих произведениях Салтыков-Щедрин (Салтыков – это фамилия, а Щедрин – это выдуманная часть имени автора) основное место уделяет трудовому крестьянству. Даже если большая часть текста посвящена обличению сложившихся в Российской империи порядков и сатирическому, местами настолько гиперболизированному, что переходит в фантасмагорию, описанию быта бездарных «хозяев» жизни, бездельников и вертопрахов, сумасбродов и невежд, все равно подразумевается, и очень часто осуществляется, сопоставление с угнетаемыми ими крестьянами.
Деревенский быт Михаил Евграфович знал с малолетства, так как много времени провел в селе Спас‑Угол Калязинского уезда Тверской губернии, где его родители, достаточно обеспеченные граждане России, владели землей. Тогда он только чувствовал «разлитую» вокруг несправедливость, не понимая, что ее истоки ведут не только в несправедливую по сути и еще хуже осуществляемую реформу по «освобождению» крестьянства, но в сами основы российского самодержавия. Значительно позже, уже будучи зрелым гражданином и писателем, Салтыков-Щедрин детальному показал ее вопиющие недостатки, которые высмеивал и бичевал в написанных им сказках для детей «изрядного возраста».
Сказка «Дикий помещик» написана сатириком в 1869 г. на 8-ом году крестьянской реформы. Местный помещик настолько не любил крестьянское «быдло», мечтая остаться один одинешенек, что своими притеснениями довел крестьян до того, что, взмолившись о справедливости, они просто … исчезли, как будто их на этой земле и не было. Помещик настолько одичал в одиночестве и без еды, что еще немного и помер бы. Но крестьяне вернулись и все пошло по-прежнему, только притих немного «дикий» помещик.
Салтыков-Щедрин очень страдал от того, что талантливый народ добровольно несет свое неподъемное бремя и, практически даже не ропщет, а продолжает верить в доброго «батюшку-царя».
|