Известное имя отечественного писателя Салтыкова-Щедрина любой литератор может смело поставить в один ряд с такими писателями, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт. И пусть Рабле просто писал произведение «Гаргантюа и Пантагрюэль» для пациентов своей клиники, чтобы люди могли от души посмеяться в тяжелый для них час (в этом его можно сравнить, скорее, с Антоном Чеховым), а Свифт отправлял своего главного героя в общество, в котором ему изначально не было предназначено судьбой находиться, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин ставил своих героев именно в их время и в рамки их социума, жестко высмеивая царившие в обществе порядки.
Писатель не мог отринуть в своем творчестве отрицательные черты современного ему общества. Получив в то время блистательное образование, он превратился в канцелярского служащего в военном ведомстве и был очевидцем всего негатива, который царил в социуме. Со всей своей искренностью переживая за судьбу своего государства и судьбы его отдельных граждан, он смело высказывал свое мнение на страницах своих произведений. Активно применяя в своем творчестве язык самого Эзопа, он выплескивал за бумагу все свои насмешки, делая это иносказательно. Его гротеск был рожден в сочетании несочетаемого, фантастического и вполне реального и злободневного, обыденно бытового и сказочного.
В самом известном романе Салтыкова-Щедрина (речь о «Господах Головлевых») он описывает отношения между ближайшими друг к другу людьми полными корысти и подвоха. Любимый сын Иудушка Головлев с легкостью предает свою родную мать. Автор старательно демонстрирует читателю всю низость персонажей, которая исходит из глубин человеческой натуры. А внешние черты служат катализатором для их реализации.
Хотя творчество Салтыкова-Щедрина всецело признается сатирой, книги его полны трагического наполнения. Ведь он не просто гротескно высмеивает отвратительные для него лично черты его социума, но и проявляет собственную озабоченность масштабом его глупости. Он старательно пытается помочь современникам в решении проблем, показывая им всю нелепость и низость пороков. Так что его сатира – весьма качественное оружие в его умелых руках.
|