Вернувшись из ссылки в 1856 г., Михаил Евграфович Салтыков начал публиковать свои губернские наблюдения под псевдонимом Н. Щедрин, а в «Отечественных записках» у Некрасова его зарисовки, в том числе и сатирические сказки, уже приобрели устоявшееся имя автора – Салтыков-Щедрин. Выпускник того самого Царскосельского лицея он закономерно пришел в конце жизни к жанру политически направленных остросатирических сказок. Это обстоятельство совпало, но никак не определялось закрытием «Отечественных записок», что вынудило Михаила Евграфовича печататься за границей.
Свой очень своеобразный и сильно «заточенный» язык «Эзопа», сатирик называл «рабьим», но так часто возвышался над всеми настоящим «Голиафом», достигая практически предела совершенства в гиперболизации гротеска, а также доведении всей описываемой ситуации до полного абсурда и фантасмагоричности. Смех унижал тех, над кем смеялись и показывал силу тех, кто смеялся, в том числе даже и над самим собой. Принцип «ответственного» писателя, постоянно будирующего совесть своих читателей, был главным в его творчестве.
Михаил Евграфович учил молодежь не заниматься «мелкотемьем», а не давая сердцу зачерстветь, взращивать внутри себя ростки идеалов будущего общества. Салтыков-Щедрин свято верил в скорое явление нового общественного строя, но его контуры он не угадал, что может быть и к лучшему для него самого. Сатирик был бессилен что-либо поделать с добровольным рабством русского народа, но, если бы он знал, что произойдет всего лишь через три десятка лет, когда народ, в основной своей массе, отринет веру в Бога, Царя и Отечество.
|