Сочинение (10-ый класс) «Сказка ложь, да в ней намек!» (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Выпускник Царскосельского лицея, сосланный за свои ранние произведения в ссылку в Вятку, М.Е. Салтыков по возвращении из оной в 1856 г. стал сотрудничать с «Отечественными записками», являясь соредактором издания и подписываясь Н. Щедрин. Так появился, ныне всемирно известный псевдоним Салтыков-Щедрин. Творческая натура Михаила Евграфовича, его человеческий темперамент и талант полемиста, очень быстро направили сатирика-обличителя в фантастический мир сказки, которая в его обработке стала выглядеть как басня в прозе. И хотя подавляющее большинство своих сказок Салтыков-Щедрин написал уже в конце жизни, первые пробы пера приходятся на 1869 г.
Условно все сказки сатирика подразделяются на четыре группы, в которых поднимаются, осмеиваются, гиперболизируются, вплоть до предельной гротескности и фантасмагоричности, темы власти, народа, либеральной «прослойки» и общечеловеческие. Михаил Евграфович умел излагать положительные идеалы в отрицательной форме и обогащать богатое фольклорное наследство русского народа своим неподражаемым и самобытным «щедринским» языком. Да, в его «сказках» мало правдоподобия, но зато сверх меры «насыпано» не причесанной, а наоборот еще более «растрепанной», суровой жизненной правды. Его сказки воистину энциклопедичны, так как в них отражена жестокая действительность пореформенной России, обогащенная сатириком новым, когда фантастическим, а когда и реальным, революционным содержанием с вполне определенным политическим окрасом.
Салтыков-Щедрин в своих сказках много размышляет на тему предопределенности пути русского народа, его неизбывной терпимости и веры в «доброго» царя, способов освобождения людей труда от этой «химеры». Но к определенным выводам он так и не приходит, практически точно соответствую народной мудрости о том, что «Сказка ложь, да в ней намек!».
|