Сказки как разновидность сказаний очень древний жанр устного, а потом и письменного творчества. Казалось бы, что можно придумать нового за многие века сотворения новых и пересказа старых сказок. Даже в жанре сатиры Салтыкову-Щедрину (Салтыков – это фамилия, а Щедрин – псевдоним) предшествовали Эзоп, Лафонтен и многие другие. И все же сатирические сказки Михаила Евграфовича уникальные и особенные. Они яркая страница в русской литературе конца XIX века.
Основанные на русском фольклоре и народном разговорном языке, сказки Салтыкова-Щедрина неповторимы из-за переполнявшего их гротеска и абсурда. Они бьют, как говорится, «не в бровь, а в глаз», но без прямого указания объекта сатиры. Налицо использование эзоповского языка, но очень своеобразного, в крайней степени гиперболизированного, а также настолько фантасмагоричного, что он превращается в щедринский язык.
Унаследовав гоголевские традиции сатирического бичевания людских и общественных пороков, Салтыков-Щедрин творчески развил их, сделав сатиру еще более острой и социально направленной, вместе с тем поместив ее в сказочные декорации и, как правило, выводя на авансцену зверей, а не людей. Причем звери у него такие какие есть. Хищники злые и жадные, но не потому что их так воспитали, а потому, что они изначально таковы. Отличительной чертой любого начальствующего сатирик изображал «зверскую» лютость и невежество.
Язык сказок Михаила Евграфовича афористичен настолько, что и через век с лишним устойчивыми и применяемыми являются многие его выражения типа, «жил - дрожал, и умирал - дрожал», «просвещенный, умеренно-либеральный…» и многие другие. Естественно, Салтыкова-Щедрина нельзя называть сказочником в прямом смысле этого слова. И не столько потому, что им написаны и другие произведения, сколько из-за нарушения первоосновы сказочного сюжета – счастливого конца. У Михаила-Евграфовича концовка сказок минимум грустная, а обычно она трагическая. Вполне обоснованно отмечается, что сказки у него несколько не правдоподобны, но зато в них сколь угодно суровой жизненной правды.
|