Салтыков-Щедрин (Салтыков – это фамилия, а Щедрин – это авторский псевдоним) свои сатирические сказки, где, в основном, фигурировали крестьяне и помещики, писал уже находясь в солидном возрасте, но о том, что он пишет, раздумывал всю жизнь. Тему он знал хорошо, изучая ее еще в детском возрасте в деревне Спас‑Угол Тверской губернии, а потом на протяжении всей своей тяжелой и богатой на события жизни.
Привычная для сельской местности жизнь крестьян и их угнетателей помещиков, описана в таких сказках Михаила Евграфовича как: «Дикий помещик», «Коняга», «Кисель» и «Соседи». Жизнь впроголодь простых россиян и беспечное существование помещиков‑пустоплясов. И вот в своей гротесковой манере, а Салтыков-Щедрин любил гиперболизировать и так достаточно фантастические ситуации, доводя их до совершеннейшего абсурда и полной фантасмагоричности, сатирик «обыграл» ситуацию исчезновения крестьян из жизни помещика, который только и мечтал об этом.
А начинается все как в обычной народной, фольклорной сказке, что дескать в соответствующем царстве и пригожем государстве жил и радовался этому очень глупый помещик, который мечтал только об одном, как бы «половчее» и быстрее избавиться от холопьего «духа». Услышал наш «Всемилостливый» просьбу «сиротскую» да и исполнил ее.
Несмотря на все тяжести жизни без мужиков, постоянный голод и не ухоженность всего, наш «дикий» помещик изрядно счастлив, хотя уже и буквы не выговаривает и зарос весь щетиной, как дикий кабан. Но вернулись мужики, все вокруг обустроили, помещика дикого обиходили, а ему от этого и радости никакой нет. И плевать, что его глупость осудили все, так сказать, братья по «классу», он, раскладывая свои пасьянсы и попыхивая трубочкой, мечтает вернуться в счастливые времена своей «лесной» жизни.
Каждая из сторон имеет свои недостатки, а также принимаемые Михаилом Евграфовичем резоны для своих поступков и образа жизни. Частенько, как и наш «дикий» помещик даже хозяева жизни, не хозяева сами себе, а опутаны мириадами тончайших, но достаточно крепких «нитей» традиций, условностей и норм поведения. Народ несомненно талантлив, но находясь в добровольном «рабстве» с незыблемой верою в доброго «батюшку-царя», изменить жизнь вокруг себя не может.
|