Выпускник Царскосельского лицея, сосланный за свои ранние произведения в ссылку Михаил Евграфович Салтыков вернулся в Санкт-Петербург в 1856 г., и подписываясь Н. Щедрин стал активно участвовать в литературной деятельности много публикуя своего и являясь соредактором журнала «Отечественные записки».
Жанр сказки был очень привлекателен для начинающего сатирика и первые опыты в этом направлении, следуя неувядаемым традициям Эзопа, Лафонтена, Крылова и Гоголя, Салтыков-Щедрин произвел в 1869 г. написав три сказки. Но основную их часть сатирик писал уже на склоне лет в восьмидесятые годы XIX века.
Основываясь на отечественном фольклоре и простом народном языке, Михаил Евграфович шел своим непроторенным путем написания уникальных «басен в прозе». Современники удивлялись как он мог, начиная вроде с обыденных вещей, настолько гиперболизировать проблемы так их подавать, доводя до полного абсурда и супер фантастичности, что читатель уже полностью «дышал» атмосферой фантасмагоричности, составлявшую немалую часть истинно «щедринского» языка.
Сатира Салтыкова-Щедрина, всегда имела стойкую политическую окраску, бичуя не отдельные недостатки, а сам самодержавный режим сверху донизу. При этом сатирик не «обелял» угнетаемую сторону, понимая, но не принимая, факт наличия «добровольного» рабства, а тиранию и кровожадность режима отражал как естественное явление, присущее всем «хищникам».
Афористичный язык и уникальнейший стиль сказок поражают своей простотой, которая привносит в них трагизм. Автором широко используется пародия, ирония, сарказм и литота.
Образы, созданные Салтыковым-Щедриным актуальны и в XXI веке. Не ему принадлежит высказывание о том, что, проснувшись через сто лет, можно не рассматривая детально процессы, протекающие в России сказать, что все по-прежнему: пьют и воруют.
|