С творчеством Салтыкова-Щедрина, где Салтыков – это настоящая фамилия, а Щедрин – литературный псевдоним, я познакомился в школе, изучая его, согласно школьной программе. Особо мне понравились его сатирические сказки и не только потому, что читать там было мало. Этот момент, как раз, компенсировался сложностью понимания текста, который от классических сказок отличался так как легкое волнение на море от штормового «вала». А понравились они мне тем, что сатирик не вставал открыто ни на одну сторону и не делал помещиков и чиновников сборищем всех грехов, а угнетаемый ими народ, в основном, крестьян, которых было большинство в конце XIX века - белыми и пушистыми.
Сложное для понимания, но очень интересное по изложению, его гротесковое изображение реальной жизни, часто гиперболизировалось настолько, что доводилось им абсурда. Основываясь на фольклорном материале, широко применяя традиционные сказочные приемы, Михаил Евграфович в своих баснях в «прозе» бывало достигал полной фантасмагоричности. Новаторство писателя-«сказочника» состояло не только в том, что они стали сатирическими и приобрели остро-политическую направленность, но и в ломке сказочных канонов. Сказки заканчивались не победою Добра над Злом, а так, как это бывает в реальной жизни и, как правило, несчастливо. Фантасмагоричность и гротесковость происходящего, очень часто вообще не давали возможности понять, чем же закончилась та или иная сказка.
Больше всего Салтыков-Щедрин переживал, что талантливый и трудолюбивый мужик, находится в добровольном рабстве и верит в доброго «батюшку-царя». Он не мог понять, как с этим бороться, и в своих сказках бичевал эту его зависимость от ничтожных хозяев жизни, по жизни бездельников и вертопрахов.
|