Салтыков-Щедрин (Салтыков – это фамилия, а Щедрин – это псевдоним сатирика) писал сатиру, маскируя ее под сказки, всю свою долгую жизнь, хотя основную их часть создал уже находясь в преклонном возрасте. Главной побудительной причиной этих действий являлось страстное желание Михаила Евграфовича противостоять той рабской покорности и безысходности, которой так и веяло, если не сказать «смердило», от русского крестьянина, который в те времена составлял основу населения пореформенной России.
Образ русского народа, в том или ином виде, проходит через все его произведения, даже если мужик не является главным или обобщенным персонажем, как в сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Коняга», «Соседи», «Путем-дорогою» и многих других. Народ словно слеп и глух или заворожен, так как не видит, какие жалкие, глупые, жадные, достойные только презрения его угнетатели. Без мужика «дикий» помещик одичал совсем и чуть не умер с голоду, как кстати, и два генерала, что с голодухи чуть не съели друг друга. А мужик все может, в том числе и свить для себя веревку по приказу генералов, чтобы не сбежал.
Сказка «Коняга» - это крик-плач о человеке труда, забитом жизнью и тяжелой работой донельзя. Для Коняги, что у Салтыкова-Щедрина олицетворяет крестьянство, поля - это место каторги, длящейся изо дня в день, из года в год, без продыху и бесконечно. В то же время Коняга символизирует забитость, затравленность народа, не ждущего ничего хорошего от своей безотрадной жизни, он громадина, не осознающая своей мощи и роли, которую может играть в жизни, освободившись от ярма угнетения.
Конечно Михаил Евграфович гиперболизировал проблемы и обстоятельства, частенько доводил их до полного абсурда и предельной фантастичности, доходящей у него до фантасмагоричности, очень надеясь, что хоть в таком виде это поможет крестьянину проснуться от тяжелого, болезненного «сна» и увидеть настоящую цель своей жизни.
|