Выпускник того самого Царскосельского лицея, сосланный за свои ранние произведения в ссылку, где набрался великолепного, бесценного опыта бюрократического управления и знаний об этой «машине» подавления народа изнутри, начал печататься, еще будучи на царской службе под псевдонимом Н. Щедрин, а уйдя в отставку уже в «Отечественных записках» у Некрасова принял литературное имя Салтыков-Щедрин, под которым вскоре его узнал весь мир.
Его сатирические сказки, основную часть которых он написал уже в конце своей жизни числом чуть менее трех десятков, составили ему славу не меньшую чем его, так называемые «серьезные» произведения. Михаил Евграфович следуя лучшим образцам сатириков-баснописцев и русского фольклора создав свой «щедринский» язык, основанный на сочетании несочетаемого. Фантастичность соседствует у него с гротеском и гиперболой, временами «раскрученными» с такой силой, что переходят в сферу полного абсурда и фантасмагоричности.
Эти сказки не рекомендуется читать детям, если только они не достигли «изрядного» возраста, ибо «обстрел» ведется и точечно, и фронтально по самодержавию и правящему в России классу, захватывая и не щадя другие сословия, в том числе и трудовое крестьянство. Михаил Евграфович не сюсюкался с угнетенными открыто показывая их пороки, среди которых особенно его «бесило» тупая и ложная, но осененная многовековой традицией, вера в «хорошего» царя. События в сказках Салтыкова-Щедрина, несмотря на их гротесковую и даже фантасмагоричную подачу, вполне узнаваемы и реальны. Читатель, а тем более читатель подготовленный, всегда поражается социальному пафосу сказок Салтыкова-Щедрина, умению сатирика говорить о светлых идеалах в негативной форме.
|