Перечень великих мировых сатириков, начинающийся с Эзопа, мы приводить не будем, но на одной фамилии нельзя не остановиться. Это Салтыков-Щедрин (Салтыков – это фамилия, а Щедрин – литературный псевдоним), жившего и писавшего во второй половине XIX века. Бичующая сатира Михаила Евграфовича, в отличии, к примеру, от гоголевской, была еще и фантасмагоричной. Он доводил действия вымышленных и фантастических существ, если речь идет о сказках, до самых пределов и полного абсурда. И тем страшнее и понятнее становилось читателю окружающая его действительность.
Но сатира у Салтыкова-Щедрина, как комическое высмеивание окружающей людей социальной и политической среды, содержится не только в сказках, которые кстати он стал писать уже в конце своего творческого пути. Вначале были "История одного города" и "Господа Головлевы" в которых тоже виден фирменный гротесковый стиль писателя. Несовершенство политического устройства Российской империи и бездарность людишек, стоящих у кормила правления, перекликается с предательством внешне благополучного Иудушки Головлева, наглядно показывая всю вторичность внешних обстоятельств, на непреодолимость которых так любят сетовать морально неустойчивые или совершенно «пустые» натуры.
Произведения Салтыкова-Щедрина, несмотря на их сатирическую и насмешливую направленность, поистине трагичны. Мастер сатирического, бичующего слова, он не столько высмеивает, сколько сопереживает и обществу в целом и, очень ценимому им трудовому народу, крестьянству в первую голову. Не с проста все его сказки пропитаны русским фольклором и простонародными выражениями. Михаил Евграфович до конца своих дней так и не смог понять истоки крестьянского раболепия, которое считал основной причиной отсутствия перемен в социальной и политической жизни России.
|