Сказка – это волшебный рассказ о наболевшем, в котором все необычно и чудесно, в котором Добро обязательно побеждает Зло. Вот на этой основе выпускник Царскосельского лицея, сосланный за свои ранние произведения в ссылку в Вятку, взявший себе литературный псевдоним Салтыков-Щедрин, и решил открыть свой «фронт» борьбы с несправедливым устройством жизни в российской империи.
С первого взгляда сатирические сказки Салтыкова-Щедрина, кем-то очень правильно оцененные как басни в прозе, имеют все атрибуты стандартных народных сказок. Народные выражения, основанные на фольклоре, фантастичность происходящего, меткое «словцо», бьющее «не в бровь, а в глаз», поучения без назидательности, стремление ко всеобщему счастью, через победу Добра над Злом и так далее по списку.
Вместе с тем, любой, как «пристрастный», так и беспристрастный читатель, сразу почувствует существенные, я бы сказал, громадные отличия острых социально-направленных сатирических произведений Михаила-Евграфовича от народных сказок. Начинаясь чуть не с шепота, к концу они звонят во все колокола, разоблачая жуткую действительной российской империи, которая особыми, присущими только данному сатирику гротесковыми приемами гиперболизации доводится до полного абсурда и фантасмагоричности.
У Салтыкова-Щедрина, в отличии от народных сказок, не все так определенно в качестве «носителей» Добра и Зла. Частенько бывает, что Добро выступает в качестве идеи и/или какой-либо общественной мысли, а вот с конкретным его воплощением бывают и сложности. Еще одно отличие произведений сатирика от сказочных сюжетов –это часто минимум грустный, а то и вообще трагичный, конец, что в стандарты народного творчества никак не вписывается.
|