Салтыков-Щедрин (Салтыков – это фамилия, а Щедрин – это условное имя автора) начал писать свои сатирические сказки, находясь в солидном возрасте. Пройдя ссылку и государственную службу, наблюдая острым взглядом состоявшегося «инженера» человеческих душ, за творящимися вокруг несправедливостями и беззакониями Михаил Евграфович имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни. Его гротесковое изображение самодержавной действительности и власть предержащих, частенько им гиперболизировалось и доводилось до абсурда, однако исправно бичевало и высмеивало заведенные в Российской империи порядки и обычаи.
Но сатирик не описывал все происходящее всего лишь в двух красках, угнетателей изображая только негативно, а угнетаемых – белыми и пушистыми. Он, по своей привычке, «резал» правду матку, не оглядываясь ни на условности бытия, ни на условности жанра сказки. Каждая сторона имеет свои недостатки и если не достоинства, то принимаемые Салтыковом-Щедриным резоны для своих поступков и образа жизни. Так, лиса, волк и щука пожирали свою добычу не ради утоления голода, а в силу сложившихся обстоятельств и по своей хищной каверзной комплекции (щука вообще просто втянула в себя воду и проглотила карася-идеалиста). Выходит, что и сами хозяева жизни, не всегда сами себе хозяева, а спутаны многочисленными «нитями» общепринятых в их среде традиций, условностей и норм поведения. Со своей стороны, частенько «хороши» интеллигенция и народ, который в конце XIX века в подавляющем большинстве составляли крестьяне пореформенной России. Оторванная от реальной жизни, витающая в теоретических «эмпиреях» интеллигенция и талантливый народ, в своем большинстве, находящийся в добровольном рабстве и верящий в доброго «батюшку-царя».
Михаилу Евграфовичу было очень обидно и горько, что сочинивший столько прекрасных, добрых, и светлых сказок народ, сам стал героем мрачных и «фантастически» жестоких реальных историй. Он не мог понять истоков, а, следовательно, и способов освобождения достойных счастья людей труда, которые находились в полной зависимости от бездарных «хозяев» жизни, так сказать, по жизни бездельников и вертопрахов.
|