Основной причиной дисгармонии между личностью и обществом является, на мой взгляд, желание общества подчинить себе личность, внушить ей свои идеалы. В правильности такой точки зрения меня убеждает литературное произведение А.Н. Островского "Гроза". В нем отчетливо видно противостояние Катерины тому обществу, в котором она живет. После замужества она попадает в семью, где заправляет Кабанова. Такая жизнь становится невыносимой, но в городе Калинове так живет подавляющее большинство женщин. Однажды Катерина изменила мужу и не смогла это скрыть. После этого жизнь в городке стала невозможна, она превратилась в непрекращающуюся череду оскорблений и унижений. Кроме того, собственная совесть причиняла Катерине не меньшие страдания. Под влиянием общественного осуждения и собственной совести Катерина бросается с обрыва в реку. В 19 веке это был едва ли не единственный выход, чтобы выразить протест обществу. Был еще второй путь - уйти в монастырь до конца дней.
Можно привести и другой пример из классической русской литературы 19 века. В комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова показано фамусовское общество, поклоняющееся западному миру, жалкое и невежественное. В фамусовском обществе ум - это что-то уродливое, скучное и неинтересное. Ему противостоит Чацкий, который осуждает поведение этого общества и неприятие собственного пути духовного и социального развития. Чацкий жив и подвижен, всегда устремлен к чему-то новому, прогрессивному. Чацкий восхищается настоящим искусством, проповедует свободу личности, пытается привнести новые, свободные и справедливые нормы морали в фамусовский мир, но этот мир не приемлет перемен. Таков обычный конфликт прогрессивной личности и консервативной толпы.
Вся великая литература, по моему мнению, построена на конфликте личности и общества, и если личность сопротивляется до конца, отстаивая свои идеалы, то она непременно побеждает, и в итоге добивается признания общества. К сожалению, признание и понимание приходит к обществу слишком поздно, и очень часто только после смерти личности.
|