За много лет, прошедших после выхода в свет комедии "Горе от ума", ее влияние на литературный процесс не только не уменьшилось, но и постоянно растет. Она стала одним из драгоценных экспонатов сокровищницы русской художественной культуры и еще не одно столетие будет вдохновлять на создание образа "нового человека".
Появившись на стыке двух исторических эпох, это произведение обозначило собой решительный переход творческих поисков на рельсы реалистической традиции - ровные и прочные, по которым драматург, поэт и писатель могут уверенно добраться до своей главной цели, а именно - получить четкие ответы на извечные вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?"
Смело вступив на стезю реализма, Грибоедов кардинально изменил российскую комедию. Именно этим его прорывным решением и объясняется огромный успех "Горя от ума", блистающего как несомненным поэтическим талантом, так и широким писательским сознанием, позволившим отказаться от следования правилам, навязанным давно устаревшей теорией.
Грибоедов утверждал, что его цель заключалась в изображении "натуры событий". Именно поэтому реальная повседневность и настоящие проблемы общества стали как питательным источником его искусства, так и его объектом.
Как известно, изображение типического характера в типических обстоятельствах является основной целью писателя, творящего в жанре реализма. Можно сказать, что Грибоедов достиг этой цели в самой полной мере. Благодаря его легкой и непринужденной описательной манере имена героев этой комедии стали нарицательными.
Даже спустя много лет, уже в совсем другой стране и при ином государственном строе они все еще исправно служат ярлыками для целого ряда негативных явлений. Например, всесилие бюрократизма называют фамусовщиной, угодничество и коварство - молчалинством, а бесполезную либеральную болтовню - репетиловщиной.
Острота поэтического обличения, которой удалось достичь автору "Горя от ума", позволяет считать это произведение не только комедией как таковой, но и самой настоящей драмой, повествующей о незавидной участи прогрессивно мыслящего человека в стране, которая погрязла в фамусовщине, молчалинстве и скалозубстве. Поставленные Чацким проблемы стали важнейшими пунктами социальной повестки на долгое время вперед.
В них прозвучал ведущий мотив переходного этапа - непримиримая война защитников древнего и отсталого быта с носителями нового мировоззрения, искоренявшими унизительное рабство. Этот мотив не только не потерял свое значение после выхода "Горя от ума" в свет, но, напротив, приобретал на протяжении XIX столетия все большую актуальность, обнажая идеологические противоречия крепостничества и свободы.
|