Будучи литератором и общественным деятелем революционного толка, Грибоедов целенаправленно защищал русскую культуру и стремился сохранить накопленные за столетия сокровища народного творчества. Он хотел, чтобы русские традиции не растворились в преклонении дворян перед европейскими веяниями, которые ничего общего не имели с бытом и стремлениями широких масс. Неудивительно, что в своей комедии он выразил неприятие "жалкой тошноты по стороне чужой" и "чужевластья мод". Этими тенденциями обладатели чинов и денег изолировались от здоровой народной среды, названной в комедии умной и бодрой.
Грибоедову удалось хорошо показать, как вся фамусовская свита жадно перенимает порядки, манеры и моду французов, а заодно и безродных залетных авантюристов, зацепившихся за богатую русскую землю. Все эти новоявленные представители аристократии излагают свои мысли на убогой "смеси французского с нижегородским" и при виде любого француза теряют дар речи от восторга. Словами Чацкого автор с огромной страстью развенчал всяческое унизительное низкопоклонничество перед иностранным и пренебрежение своим.
Как известно, Грибоедов очень тепло относился к простым русским людям. При этом его не оставляло ощущение, что лучшая часть дворян была оторвана от народа и его чаяний. Но, хотя автор комедии очень трепетно относился к России, совсем иначе он воспринимал находившихся на вершине ее социальной иерархии царя, помещиков и чиновников. Грибоедов любил только Россию народную, полную огромных, но спрятанных сил, и ведомую по дороге жизни здравым умом.
Его искренняя любовь к отчизне имела обратную сторону в виде резкого неприятия рабства в любой форме - семейной, политической и моральной. Эти и прочие стороны грибоедовского характера нашли всестороннее отражение в "Горе от ума", и особенно ярко они были воплощены в фигуре Чацкого.
Удивительны точность и актуальность социальной программы Грибоедова, изложенной им в комедии. Он смело и решительно разоблачил в "Горе от ума" убогий и отсталый мир крепостников, в котором "холод до костей проникает", а достоинство человека определяется числом полученных им орденов и состоящих в услужении у него крепостных рабов.
Возможно, именно поэтому Белинский назвал комедию "Горе от ума" "благороднейшим гуманистическим произведением". Он также считал ее выступлением против подлой действительности, коррупционеров, развратных бар, российского светского общества и холопства в целом.
|