Фёдором Михайловичем написаны не только рассказы и романы. Автор создавал и повести. Одной из лучших среди них стоит отметить «Белые ночи», которые являются произведением, выдержанным в рамках сентиментализма.
Только вот Фёдор Достоевский по-своему показывает читателям то, что происходит. Например, мечтатель чувствителен. Это чистое проявление классического русского символизма. Только вот мечтатель действует. Он спас Настю, помог ей, да ещё и любил жизнь. Уже необычный сентиментальный герой.
Обратимся к образу Настеньки. С ней читатели знакомятся, когда она идёт по улице в опустошенном моральном состоянии. Да ещё и пьяный мужик преследует девушку. Её спасителем выступает мечтатель, который и заводит общение с Настенькой. Она ведет себя достойно. По крайней мере, так кажется. Её жалеешь. Понимаем, что парень бросил эту девушку, а она его любила. Вполне типичная ситуация. Проблема же в том, что Настя видит перед собой хорошего человека, которым был мечтатель, но не любит его. Она, как и многие другие девушки, тянется к плохишам, если так корректно выразиться.
Я могу назвать Настю жертвой. Она пострадала от другого человека, а потом ещё притянула пьяного. Но это звучит грубовато. Казалось бы, всякое может быть в жизни. Только вот Настя своим поведением показала читателям (по крайней мере, мне), что она типичная девушка, привыкшая быть жертвой в отношениях. Как много сделал мечтатель для неё, а она взяла и ушла с тем, который её бросил, потому что его любила. Но она не уважала себя. Не могло быть оправданий у того парня. Она же приняла их, потому что хотела его оправдать. Вот так и бывает в жизни. Мечтатели остаются одним, а нехорошие люди с девушками, которые могут быть жертвами. Им нравится быть такими. Я думаю, что это позиция, когда люди не хотят брать ответственность и проявлять характер. Обычно они берут роль жертва.
В конце повести становится жалко мечтателя. Однако всё показано так, как есть. При этом стоит отметить, что не нужно под кого-то подстраиваться, а важно быть собой. Каждому найдется свой человек.
|