Есть романы, которые словно созданы для того, чтобы рассматривать их вместе. Как, например, роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и Теодора Драйзера "Американская трагедия".
Оба автора вдохновлялись настоящими уголовными делами. "Американская трагедия" создана на основе истории некоего Честера Джиллета, который в 1906 году убил свою девушку Грейс Браун. По версии следствия, он заманил ее на прогулку на озеро, оглушил ударом весла по голове и утопил. Впоследствии Джиллет был казнен на электрическом стуле.
Но другим источником вдохновения определенно послужил роман «Преступление и наказание». Известно, что Теодор Драйзер восхищался Достоевским и тем, с каким мастерством он описывает психологию убийцы с самого начала зарождения мысли о преступлении.
У романов есть немало точек пересечения, но больше различий.
Клайд и Раскольников – оба молодые люди без денег. Но Раскольников – студент юридического факультета. Образованный молодой человек из образованной дворянской семьи. Даже идея его преступления выросла из желания проверить собственную философию. Клайд - сын бедного уличного проповедника. С малых лет его и его братьев и сестер заставляли петь псалмы на улицы. Никто из детей не получил полноценного школьного образования из-за постоянных переездов.
Клайд не одобрял занятие родителей – и особенно не одобрял их бедность. Он мечтал стать богатым. Мечтал о легкой жизни, деньгах и развлечениях. Это не наш идеалист-Раскольников с философскими размышлениями. Клайд довольно простой. Эгоцентричный молодой человек, живущий скорее эмоциями, чем рассудком. Он влюбчив, причем каждый раз, влюбляясь, теряет голову настолько, что готов переступить через все и всех. Влюбившись в Гортензию Бригс он переступает через мать и сестру, а потом, влюбившись в богатую девушку Сондру Финчли, переступает через Роберту.
Кстати, вот еще одно отличие Клайда от Раскольникова. Другим мотивом поступка Раскольникова (кроме желания выяснить, "тварь он дрожащая или право имеет") было желание спасти сестру от брака с Лужиным.
Другое отличие заключается в изображении веры в обоих романах. В «Преступлении и наказании» герой приходит к перерождению именно через веру – которая, как мы помним, приходит к нему в виде Сонечки Мармеладовой. Драйзер своему герою такого перерождения дать не может, поскольку в отличие от глубоко верующего Достоевского, он атеист.
|