Сочинение по роману Достоевского "Преступление и наказание" на тему «Родион Раскольников как символ эпохи нравственных исканий», 10-й класс
Роман Достоевского "Преступление и наказание" входит в число произведений, значимость которых спустя много лет после их создания не уменьшается, а постепенно растет. Метания и муки Родиона Раскольникова еще не раз вдохновят кинематографистов и театральных деятелей на съемки фильмов и постановку спектаклей.
Центральной сюжетной линией "Преступления и наказания" стало решение трудного вопроса, ставшего одной из важнейших проблем, поставленных реалистической литературой 19 века. Это вопрос о том, как именно должна развиваться личность в новых условиях, сформировавшихся в Европе после совершения французской революции.
С некоторым опозданием, а именно, после отмены крепостного права, эти условия сложились и на российской территории. Свойственные новому жизненному укладу противоречия тогда еще не обнажились, что позволяло романистам-просветителям верить в наступление если не золотого века, то как минимум эпохи, в которой благодаря отсутствию сословного деления общества человек может в полной мере реализовать свой потенциал для развития.
Основной темой "Преступления и наказания" является история совершенного молодым человеком преступления и дальнейших психологических метаний, вызванных раздумьями по поводу ужасного поступка. Однако, в отличие от привычных детективов, строящихся вокруг убийства и его расследования, здесь главный герой подводит под свой аморальный выбор целую систему созданных им нравственных приоритетов. Раскольников представляет совершенное им убийство старухи-процентщицы как смелый социальный опыт, призванный проверить достоверность его теории.
Вот почему происходящий на протяжении романа психоанализ внутреннего мира убийцы до преступления и после него тесно переплетен с рассмотрением созданной Раскольниковым нравственной системы. Автор видит в этих бесчеловечных философских построениях символ времени, полного идейных метаний, сомнений, споров и мечтаний. Эти поиски новых нравственных опор были характерны тогда для многих молодых людей, в особенности деклассированных и оторванных от своих исторических корней живших в городах разночинцев и демократов.
При всей уродливости придуманной Раскольниковым "другой нравственности" сам он является честным и умным юношей. Проводя немало времени в своей убогой каморке и хорошо видя, как прозябают в нищете петербургские бедняки и мещане, Родион с ужасом приходит к пониманию того факта, что и он сам, и многие его современники бредут по дороге бесправия и убожества, логичным концом которой будет ранняя смерть. Эти умозаключения пробуждают в нем непрерывные и напряженные поиски выхода из темницы несправедливости, серости и безотрадности. Жестокое преступление становится логическим следствием отрыва героя от общечеловеческой морали, народной мудрости, нравственного опыта предков.
|