Творчество Фёдора Михайловича всегда привлекает людей своей мрачностью. Но это слово употреблено не просто так: Достоевский всегда изображал то, что сам видел. Не мог он писать о весёлом, когда в стране люди жили плохо, а бедные видели только темноту. Отсюда и бледно-жёлтые дома, которые так любил описывать Фёдор Михайлович.
Лев Николаевич Толстой старался показывать силу добра, которое может победить зло. Некоторый оптимизм присущ творчеству этого писателя. Толстой всегда основательно подходил к темам войны. С виду может показаться: такие разные писатели не могут иметь ничего общего кроме того, что они коллеги по перу. Но это только внешняя сторона.
Внимательно читая «Преступление и наказание» Достоевского, мы можем видеть психологический анализ души Раскольникова. Писатель всегда был психологом, знатоком народа и людей-интеллигентов.
Толстой тоже любил анализ поступков героев. Вспомним «Кавказского пленника», в котором Лев Николаевич раскрывает характер героев. Но настоящего мастерства в плане психологического портрета Толстой достиг в романе «Война и мир».
Психологизм – черта, присущая обоим писателям. Однако на этом не заканчиваются общими моменты, характеризующие творчество Достоевского и Толстого.
Описание действительности разное, но в нём есть общий момент: как Толстой, так и Достоевский старались связывать состояние природы и обстановке в домах с характерами и поведением героев. Вспомните сцену в салоне А.П. Шерер. В ней обстановка слишком праздничная и пафосная; люби тоже ведут себя так, точно они центр мира. В каморке Раскольникова нет ничего, кроме ощущения бедности. И она пронизывает героя, влияя на его поступки.
Достоевский и Толстой всегда уделяли внимание слову. Они точно подбирали термины, выстраивали сложные конструкции предложений, если того требовала ситуация: ощущение времени, пространства. В этом аспекте они обходили многих писателей. Владение словом – черта, присущая Фёдору Достоевскому и Льву Толстому.
|