Сюжетную линию произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума» составляет конфликт человека прогрессивных убеждений - Александра Александровича Чацкого с консервативным «фамусовским» обществом. Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии, это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия. Он не подразумевает, что её избранником стал Молчалин: возникает типичный любовный треугольник свойственный драматургии.
Развитие сюжета определяется прежде всего желанием Чацкого уяснить сердечную привязанность Софьи. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими её людьми и прежде всего с её отцом, Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Взгляды Чацкого несовместимы с взглядами общества. И здесь автор показывает нам, как Чацкий чужд обществу, составляющему мир Софьи.
Софья - персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет её страсти убог и жалок - это не делает ситуацию смешной, а напротив усугубляет её драматизм. В Софье воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь её безрадостно и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчёт о том, что её избранником является Молчалин, который никогда не будет принят её отцом, потому что в этом обществе все браки совершаются по расчёту. Отец Софьи мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она способна адекватно оценить личность жениха.
Софья мечтает о любви, причем необыкновенной любви. Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки и внутренне она уже готова к борьбе. Чувства настолько переполняют её душу, что она исповедуется в своей любви совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а потом и самому Чацкому. Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного. Как ей кажется, она относится к нему здраво и критически.
Вероятно, мечтая о браке с Молчалиным, она поступает очень практично. Но в финале, когда становится, невольной свидетельницей ухаживания Молчалина за Лизой, для неё открывается истинная сущность её возлюбленного. Молчалин так низок, так подл в сцене с Лизой, что по сравнению с ним, Софья ведёт себя в этой ситуации с большим достоинством.
Софья, безусловно, - натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. В комедии Грибоедова Софья благодаря своему характеру оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фамусовского общества как бы срединное место. Отдельными чертами своей натуры Софья близка к Чацкому, но в конечном итоге оказывается чуть ли не самым главным её врагом. Это противоречие делает Софью одним из самых оригинальных образов комедии «Горе от ума».
|