В своей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов показывает все ханжество именитых негодяев, прожженных мошенников и подлецов, связанных между собой круговой порукой, огромной ненавистью к свободе, культуре и просвещению. Малейшее проявление у людей свободомыслия и независимости вызывает у них негодование. Мир беззакония и крепостничества, общество, в котором крепостных без зазрения совести меняют на борзых собак, не пренебрегая никакими средствами покупают для себя чины и должности – это московское высшее общество, основанное на морали услужливости перед сильными и на угнетении слабых. Идеалом человека здесь считают успешного сановника, достигшему высоких степеней и богатства благодаря своему подхалимажу и шутовству. Главой этого общества показан богатый, властный самодур Павел Афанасьевич Фамусов. Он является членом Английского клуба, сторонник патриархальных порядков – типичный самовлюбленный московский барин. Он занимает высокий служебный пост, но к служебным обязанностям относится также по-барски, не затрудняя себя лишними заботами. Он придерживается обычая «Подписано и с плеч долой». Приверженец самодержавно-крепостнического строя, поклонник дворянских традиций, он ненавидит и боится Чацкого, защищающего право любого человека на свободу мысли и слова, на выбор занятия по душе. Фамусов объявляет Чацкого опасным бунтарем, не признающим властей.
Но Фамусов в комедии выглядит не карикатурным героем. Представляя собой высшее чиновничество, его пассивность на службе, его амбиции и взяточничество, он тем не менее обладает ярким характером, его суждения, не лишенные здравого смысла, являются результатом жизненного опыта; его характеристики, данные другим героям комедии, отличаются остротой и меткостью. И все же Грибоедов создал этот образ, как какого-то действительного злого гения, так как он обладает властью над людьми.
Под стать Фамусову мы видим в пьесе и других героев, таких как Платон Михайлович Горич; бывший товарищ Чацкого, а теперь опустившийся, безвольный человек, живущий под каблуком у жены, он внутренне примирился с взглядами фамусовского общества. Так же к этим героям относится и светский жулик, делец и стукач Загорецкий. «Лгунишка он, картежник, вор…» - так говорит о нем Хлестова, обличая тем самым и свои взгляды на жизнь. Здесь же присутствует и «душа» благородного общества, сплетник и болтун Репетилов, который прикрываясь либеральными идеями не прочь пошуметь в клубе. За своего принимают у Фамусова и «безродного» секретаря Молчалина, ничтожного человечка, боящегося и слово молвить, не имеющего своего мнения и готового угождать всем.
Вереница типичных героев барской Москвы включает в себя и тех, кто в пьесе лично не присутствует, но о них упоминают только в характеристиках. Это целый строй колоритных образов барской Москвы, в которых отсутствует само понятие о национальной культуре, махровым цветом разливается угодничество, сплетни, цинизм.
|