Поэма Н.В. Гоголя является характерным, и в то же время необычным эталоном крепостной структуры, так, как вершители судеб – чиновники и помещики-крепостники – показаны, как застоявшиеся, духовно уснувшие в клоаке завистников, обманщиков и взяточников. Здесь унижается все прекрасное, светлое, чистое, высокое, погибает честь и благородство. Читая «Мертвые души», мы не только узнаем о тяжелой доле крепостных, которые и умерев, остаются предметом торговли, но и о вечно благоденствующих Чичикове, Собакевиче, Манилове и им подобных, в которых крепостной строй убил всю духовность, сделал из них «живых мертвецов».
Ни Чичикова, закупающего «мертвых душ», ни хозяев, которые их продают, не волнует, как живут их люди, так как и за людей их не считают. Для них это невольники, товар для продажи или использования. И даже Собакевич, который увлеченно рассказывает о прекрасных талантах и преимуществах своих рабочих, не высказывает заботы о судьбе своих рабочих, а просто старается повыше оценить свой товар.
Манилова тоже не интересуют его холопы, он даже понятия не имеет, сколько их осталось в живых, как они живут и чем заняты, и сколько отошло в мир иной. Мысли о «магнетизме души» для него более важны. Для Плюшкина все его холопы – жулики и злодеи, которых необходимо постоянно контролировать и поэтому он создал для них предельно суровые правила. Вот потому они у него либо гибнут, как мошкара, либо убегают свет за очи.
Чинуши городка NN, так же, как и крепостники – люди, обедневшие душой и духом, с ленцой и пустотой в сердце, очень схожи друг с другом. В городе благоденствует деспотизм сильных мира сего, взяточничество и карьеризм. Прокурор – тунеядец, разгильдяй, пьянь, ненасытная утроба и шулер. Полицмейстер – шустрый вор, заглядывающий в чужую кладовку, как к себе в карман. Иван Антонович – «кувшинное рыло», подлый шантажист и хапуга.
И совсем иначе Гоголь описывает народ. Показывая несовершенство, необразованность, а иногда и грехи крепостных, автор высказывает в то же время и сочувствие к их тяжкой доле, его заботят трудности в жизни простых людей. Именно в словах Собакевича раскрывается настоящая сущность крестьян, ставших предметом купли-продажи после смерти: Максим Телятников был отличным сапожником; Милушкин – печник, мог построить печь, где угодно; Михеев мог бы на одного царя работать, такие кареты прочные да красивые делал. Исходя из этих слов, мы видим в поэме «Мертвые души» с одной стороны Русь жесткую, умершую, а с другой – мощную, сильную, великолепную страну будущего, неудержимо летящую в «сверкающую, чудную, незнакомую земле даль».
|