Н.В. Гоголь считал репертуар современных ему театров весьма скромным, жаловался на отсутствие истинно российского репертуара. Действительно, на сценах Петербурга, Москвы и провинциальных городов игрались в основном переводные водевили и мелодрамы. Чтобы хоть как-то восполнить репертуарные прорехи, Николай Васильевич задумал написать комедию, в которой зрители узнавали бы себя и все «дурное в России». Узнавший об этом намерении Аксаков, поспешил сделать Гоголю замечание о том, что в русской действительности почти невозможно найти материалов для комедий. Как же он ошибался! Буквально два месяца потребовалось на создание драматургического произведения, о котором Гоголь говорил, что оно «смешнее черта». Самое интересное, что автор видит комическое буквально везде: распространенные инспекторские наезды «инкогнито», зашоренность общественного мнения, стремление к «показухе», равнодушие и презрение к людям и т.д.
Премьера «Ревизора» была успешной и состоялась на сцене знаменитого Александринского театра. Однако Гоголь остался недоволен игрой актеров. Не потому, что они не справлялись с игрой, а потому, что они не сумели сыграть настоящий русский спектакль. В их исполнении получился адаптированный французский водевиль. Фарс, плутовство – все эти приемы расстроили автора, уверенного в том, что создал нечто новое. И у него были основания так думать. «Ревизор» - это произведение о чиновничестве и служебных отношениях.
До Гоголя предметом комедий могли быть личные, семейные либо любовные коллизии. Да и характеры персонажей получились не схематичными, как это было принято раньше, а живыми и типично национальными. В пьесе переосмыслен и принцип трех единств: место действия – целый город. И внутри него огромное количество противоречий, в нем «живет» общее для всех чувство страха перед «вышестоящими» на иерархической лестнице. Именно страх является ядром всего действия, он руководит помыслами и душевными порывами. Благодаря необычности ситуации Гоголю удается перевести финал произведения из разряда комедии в жанр трагедии: за раскрытым обманом следует знаменитая немая сцена.
Уникальность и новаторство Гоголя-драматурга заключается не только в том, что он отошел от традиций классицизма, но также в узнаваемости ситуации, которая могла случиться в любом уголке нашей страны. А сам город – это по сути модель всего государства. Изменить ранг чиновников, поменять ведомства на министерства – все будет аналогично.
|