Находясь в прекрасных отношениях с А. С. Пушкиным, Н.В. Гоголь принимал и реализовывал в своих произведениях идеи Пушкина о новых сюжетах. Так родился замысел описать царящие в России нравы «мертвые» души представителей «высшего» сословия. Гоголя давно «жгла» потребность создания большого, если не сказать эпохального, произведения, с задачей обнажить «до глубины» язвы российского общества.
Есть предположение, что автор поэмы выстроил очередность встреч Чичикова с помещиками по степени омертвения их человеческой души. Отчего же последним в этой цепочке стал именно Плюшкин? Подъезжая к поместью, Чичиков видит вокруг ветхость и запустение как крестьянских избенок, так и господского дома. Лишь приусадебный сад, тоже запущенный, смотрелся по-своему живописно и естественно. Каково же было удивление Чичикова впервые увидевшего Плюшкина. Сначала приняв этого богатейшего помещика в нищенской одежде за «ключницу», Павел Иванович подался назад, узнав правду. Получив шок, от несоответствия вида и сути такого явления как Плюшкин, наш герой долго не знал с чего начать разговор, так как обычное его начало здесь явно не годилось. Экономия и порядок решил Чичиков и разговор не только начался, но и прошел довольно успешно.
Как же бывший отличный семьянин и рачительный хозяин дошел до такого состояния, заполонив свою омертвевшую душу только скопидомством, бесконечной скупостью и безразличием ко всему, что их не касалось. Гоголь в поэме описывает биографии всего двоих – Чичикова и Плюшкина. Смерть жены и скандальный отъезд из имения сына убили в старике Плюшкине все хорошее и дали возможность непомерно разрастись скряжничеству и на этой почве - своего рода безумию. Отсюда и происходит беспорядок во всем, что не касается напрямую доходов и «злата». Повсеместная не ухоженность, захламленность и беспорядок, который со временем становится своеобразным «порядком».
Благодаря Н.В. Гоголю, образ Плюшкина стал нарицательным. На всех чрезмерно меркантильных и крохоборствующих людях сразу ставят виртуальный штамп – «Плюшкин». А уж дойдут ли они до маниакального состояния ничтожеств, экономящих каждый засохший кусочек лимона или хлеба, или же сумеют, как минимум, остановиться в своей деградации и не отбросить от себя всех родных и близких – зависит только от них.
|