Николай Васильевич Гоголь неоднократно подчеркивал убогость и односторонность театральных репертуаров, практическое отсутствие в них комедийных сюжетов. И вот по совету А. С. Пушкина, которого реально в одном из провинциальных городов приняли за проверяющего, он взялся и написал сатирическую комедию на все времена - «Ревизор». Эта блистательно написанная общественная комедия, вмиг завоевала театральные подмостки – вызывая неудержимый смех у публики, бичуя такие неискоренимые недостатки как подобострастие и лизоблюдство, воровство и взяточничество среди чиновничества и начальства.
Безусловный триумф комедии состоялся еще и потому, что впервые в произведении такого рода не было положительного героя. Автор вывел на сцену все дурное, что было не только у чиновников, но и просто у людей, составляющих правящий класс тогдашней России. И высмеял их недостатки и дурные наклонности, глупость и высокомерие, представив их не просто дураками, а людьми, упивающимися своей безнаказанностью. Ведь такое поведение было нормой, а норма – это значит нормально, так и надо делать. Вот как раз иное поведение осуждается и преследуется. Но где-то, в непонятном и не здешнем пространстве-времени, есть какие-то писаные законы, нарушать которые не только можно, но и невозможно нормально жить их не нарушая. Однако огласке такое предавать нельзя, так как неизвестна реакция на это вышестоящего начальства.
Но на самом деле, и на это неоднократно указывал Гоголь, положительный герой в пьесе имелся. И это был смех. Смех обыкновенный, комический и уморительный, безудержный хохот, доводящий до коликов в животе, а также смех сатирический, смех сквозь слезы, но исцеляющий. Одни только фамилии уже вызывают хихиканье (Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин Земляника, Бобчинский и Добчинский, Держиморда). Ну а их поведение, ужимки и обороты речи. Пробуждает безудержный смех основа действия – создание ими самими «призрака», которого они хотят задобрить, обмануть и победить. Гоголь дал название целому слою людей внутренне пустых, напыщенных, примитивных и глупых приспособленцев, инфантильных фразеров простодушных в своем эгоизме - «хлестаковщина».
Смех, как всегда, дает силы преодолевать смутные и трудные времена. Гоголь справился с поставленной целью - заставить смеяться «сильно» и над всем, что достойно осмеяния. Но почему-то не вызывает смех финальная сцена всеобщего оцепенения и предшествующие ему слова городничего о «предметах» смеха.
|