Про начинающего писателя Гоголя читательские массы услышали после того, как была опубликована его книга "Вечера на хуторе близ Диканьки". Вошедшие в нее повести оказались абсолютно новым словом в художественной литературе. Образы и картины, которыми были наполнены эти произведения, отличались истинно народным колоритом.
Они были построены на основе украинского фольклора и на том опыте наблюдений за народным бытом, который накопился у писателя. "Вечера" удивили необычной четкостью и новизной литературных персонажей, яркими природными зарисовками, обширной осведомленностью автора насчет повседневной жизни простого люда, хорошим знанием его моральных ценностей, а также неповторимой и тонкой иронией.
Обе части "Вечеров" начинаются с предисловий, в которых Гоголь готовит ко встрече с действующими лицами из украинской сельской среды. Обращаясь к читателю от имени общительного хуторянина пасичиника Рудого Панька, автор через своеобразный поток сознания рассказчика дает понять, что в книге речь пойдет о простых людях, понятных чувствах и желаниях, крестьянской жизни, ее радостях и огорчениях.
Буквально с первых же реплик Панька становится понятно, что это веселый человек, критически настроенный по отношению и к себе, и обществу. Его речь полна вопросов, восклицаний, рассказов в рассказе, эмоциональных фраз, подробных характеристик и оригинальных приемов, которые сразу вызывают желание прочитать все восемь повестей.
Восхищают отзывы Рудого Панька о персонажах, которых он упоминает по ходу предисловий. Построенные в виде сплетен, они просто искрят и фонтанируют юмором, иронией и веселыми анекдотами.
Симпатия читателя к харизматичному пасичнику подкрепляется тем, что после обоих эмоциональных вступлений он предлагает изучить длинные перечни малороссийских слов, которые могут быть непонятны русскому человеку. Даже поверхностного знакомства с этими списками, полными фольклорной лексики, будет достаточно, чтобы настроиться на детальное изучение быта малороссов, знакомство с их мифами, легендами и житейскими историями.
|