Сочинение на тему «Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»», 9-й класс
Николай Васильевич Гоголь – писатель, чей стиль не сравнится ни с одним, предшествовавшим до него или после него появившимся. Гоголь был писателем, чей литературный слог можно сравнить с острой бритвой, которая отсекала все мертвое и гнилое, что присутствовало в российском обществе его эпохи. Эпоха прекрасных великосветских приемов, званых ужинов, пышных бальных процессий шла вперемежку с невыносимым бытом большинства лиц, занимавших должности низшего чиновничьего звена и не располагавших никакими возможностями продвинуться по карьере дальше.
Повесть Гоголя «Шинель» - это злостный упрек, пронзающий укор социальной расслоенности императорской России. «Шинель» - это приговор богатым разнеженным высшим сановникам, доводящим до безумия остальных, лишенных самого необходимого для их существования. Это тяжелое произведение, перечитывать которое необходимо в зрелом осознанном возрасте для понимания всей остроты отображенного в нем социального конфликта.
Акакий Акакиевич Башмачкин – это человек, для которого вся цель его существования свелась к обладанию вещью – его драгоценной теплой и верной шинелью. Гранича с фантастикой, Гоголь показывает, что в петербургском мире той эпохи ни государство, ни церковь не могли предложить людям иного смысла, который бы наполнил их бытие значимостью и ценностью, нежели привязка к незыблемому материальному миру. Но в повести «Шинель» и этот мир оказывается поколебленным, смятым и уничтоженным. Шинель отобрана, и у Акакия Акакиевича не остается ничего устойчивого, за что он мог бы ухватиться: ни продвижения по службе и возможность достижения достойного социального статуса, ни глубокие межличностные отношения не фигурируют в повести, а значит просто отсутствуют в жизни маленького гоголевского человека.
Никто не успокаивает Акакия Акакиевича, никто не удерживает его от прохождения грани, за которой начинается безумие. Акакий Акакиевич падает в бездну, и такова была судьба миллионов людей того времени, захлебнувшихся в бессмысленности и бесцельности свое жизни, не одухотворенной, не облагороженной Высшим смыслом.
|