Так ли смешна поэма Гоголя «Мёртвые Души»? Скорее всего эта повесть горькая ирония, одно слово «поэма», вызывала различные мнения среди современников писателя, одни считали это издевательством, возможно потому что увидели в ней себя, другие видели в ней забавную карикатуру на действительность, на самом деле смысл этого повествования о предприимчивом аферисте гораздо глубже.
В произведении можно встретить различных типов людей, от утописта Манилов до «скупого рыцаря» Плюшкина.
В «Мёртвых душах» можно увидеть тех кто считался правящим классом, говорить в открытую про те вещи которые описаны писателем не дала бы цензура, возможно поэтому поэма написана в сатирическом стиле.
Ирония присутствует везде, в каждой детали, рассказе и персонаже, в описании усадьб, если внимательно читать «Мёртвые души», то заметим, что на самом деле это не смешной роман, а порою можно даже встретить жестокие и страшные персонажи, например Плюшкина, который морил голодом крестьян до смерти.
В поэме нет ни одного персонажа с положительными характеристиками, практически все с уродливыми ценностями и образом жизни. Это говорит о том, что автор поставил целью подчеркнуть именно эти черты человека о котором рассказывает.
Во всех персонажах описных писателем можно увидеть пороки помещичьего общества времени Гоголя. Утопист Манилов, живущий странными идеями и мечтами, бестолковая хозяйка Коробочка, мысли которой только о прибыли, разухабистому моту Сабакевичу проводящему жизнь в праздных развлечениях, и венец всего этого человекоподобного сброда – Плюшкин, в нём и жадность, и жестокость, и безмерное накопительство совершенно ненужных вещей.
Эта галерея украшена подлостью, взяточниками, коррупцией, самое страшное, что в этом мире изуродованных душ, нет места для души человека, это «Мёртвые души» в буквальном смысле, люди которые живы физически, но они умерли для чего-то более высокого, чем физические потребности, впрочем, Плюшкин ради своей мании накопительства отказался даже от одежды и нормальной еды.
Неудивительно, что общество с такими «ценностями» было уничтожено тем большинством, кого паразиты вроде Плюшкина и Сабакевича не считали людьми, революция 17 года была прямым следствием таких помещиков. Гоголь в своей поэме в заключительных словах спрашивает: «куда несёшься Русь ты тройка?» Словно спрашивая: «Что будет с Россией дальше если будет продолжаться такой произвол»? Что случилось дальше мы знаем из учебников истории…
|