В этой повести город Санкт-Петербург изображен городом бюрократов и абсолютно враждебным простому человеку.
Жил в этом жестоком городе, чиновник по имени Акакий Акакиевич Башмачкин. Чиновник этот был беден и даже презираем всеми. Его не любили даже дворники, а коллеги попросту издевались над несчастным. Иногда, когда уж очень сильно его задевали, он просил оставить его в покое.
Впрочем службу вел он исправно, и даже несмотря на издевательства коллег, не допускал ошибок. Одним из объектов издевок для Акакия Акакиевича - была его шинель, она была старая и потертая настолько, что уже не способна была защищать от холодного петербургского ветра и пришла в негодность.
Несколько месяцев Башмачкин, копил деньги на покупку новой шинели, так как его жалование было очень скудное. Наконец шинель готова, и Акакию Акакиевичу она очень понравилась, придя на работу в департамент, его коллеги, стали его поздравлять, и изменили своё отношение. В этом отрывке произведения видим лицемерие петербургских чиновников, стоило изменить обличие и издевательства прекратились.
Вместе с шинелью, изменилась и сама жизнь в его глазах, он стал веселее и даже по другому стал смотреть на мир. Однако жизнь вновь вернула все на свои места, ночью его ограбили, и отобрали шинель.
Далее начинается традиционная для рассказов Гоголя бюрократическая волокита, вместо того чтобы искать грабителей, чиновники отправляют один к другому, и результата конечно нет. Однажды он отправился к некому "значительному лицу", этот чиновник вместо того чтобы помочь, кричал на него, и Акакий Акакиевич ушёл ни с чем.
Вскоре он смертельно заболел и умер, слова которые он произносил в бреду - были бунтом, но что проку от такого бунта? Он умер. Для Петербурга, этот мелкий чиновник был никто, его даже не заметили, его как будто не было вовсе.
Но рассказ продолжается далее: в Петербурге появился мертвец, который срывает шинель со всех подряд, и кончается этот грабёж, только тогда, когда покойник сорвал шинель с того самого "значительного лица".
Я думаю в этом рассказе Гоголь с сатирой высмеивает чиновников своего времени, их нравы, ценности, идеи; а посмертный грабёж, это нечто вроде бунта, бунта мелкого человека против крупных чиновников. Сам Акакий Акакиевич, тоже зависит от вещей, если прежняя шинель нужна была для жизни, для защиты от холода, то новая шинель, для статуса и повышения своей значимости.
|