О мастерстве Пушкина ходят легенды. Он поистине гениальный писатель.
Главный герой повести "Капитанская дочка" - Петр Гринев. Это сложный и уникальный образ, созданный Александром Сергеевичем. Особенность данного образа в том, что он представлен в двух временных измерениях. Читатель видит сразу двух Гриневых: юношу и состоявшегося пятидесятилетнего мужчину, литератора, человека с огромным жизненным опытом. Изменения видны не только в возрасте, но и в характере, отношению к жизни.
Марина Цветаева уверяет, что в данной повести, Пушкиным были нарушены законы художественной последовательности.
Однако я считаю, что молодой Гринев действовал в соответствии со своим возрастом, а потому, Пушкин в точности соблюдал временные рамки. Можно вспомнить отношения героя с Савельичем, он постоянно показывал свою зрелость, взрослость. Особенно ярко мы видим героя, когда рассказчик дает оценку 17-ти летнему юноше. Пушкин наделил своих героев юмором, иронией.
В пятилетнем возрасте у Гринева был учитель, с помощью которого мальчик за несколько лет освоил русский язык, а затем появились и француз, который был не очень то хорошим учителем.
С применением иронии написана вся первая глава произведения, где маленький Гринев обучается географии.
Есть еще одна важная деталь в образе рассказчика. Он являлся свидетелем "пугачевщины" и волею обстоятельств даже сам принимал в этом участие. Это восстание стало толчком к взрослению юноши. Он буквально вмиг поумнел, понял, что происходит в мире, душевно обогатился.
Решающей в его жизненных испытаниях стала встреча с Пугачевым. Оказалось, что он был не так уж ужасен, как люди его описывали. Признанный врагом самозванец оказался добр, он помнил отношение к себе, даже спас Гринева.
Роль Гринева в данной повести определяется в двух сторон: он и организатор событий, главный герой повествования, но и своеобразный летописец восстания.
|