В начале девятнадцатого века проза была представлена в русской литературе довольно слабо. Хотя к тому времени уже появились прозаические произведения Карамзина, они лишь подтверждали необходимость как можно быстрее развивать данный жанр.
Сложившиеся и устоявшиеся традиции сентиментализма и романтизма уже явно не справлялись с теми задачами, которые перед литературой ставили общество и время. Повышенное внимание к личным переживаниям и постоянное изображение конфликтующего со своей социальной средой гордеца-одиночки должны были уступить место правдивому отображению жизни и объективному освещению текущих событий.
Пушкин отчетливо осознавал эту проблему. В своем труде "О русской прозе" он заметил, что главными достоинствами прозы должны стать точность и краткость.
Эти и прочие идейно-эстетические установки он успешно воплощал во второй половине двадцатых годов, когда много внимания уделял созданию прозаических произведений. Осенью 1830 года из-под его пера вышло пять повестей, которые были объединены под названием "Повести Белкина".
Появление данного сборника говорило о том, что Пушкин пошел по пути демократизации литературы, а также ее поворота к реальным проблемам людей и страны. Далее, продолжая плодотворную традицию, писатель создает крупные произведения "Дубровский" и "Капитанская дочка".
Из "Повестей Белкина" особого внимания заслуживает короткое произведение "Станционный смотритель", где речь идет о тесно связанных с перипетиями эпохи биографиях Самсона Вырина и его дочери Дуни. При том, что жизнь Дуни складывается благополучно, становится ясно, что в сложившихся обстоятельствах это было редким явлением.
Повышенное внимание привлекает фигура Самсона Вырина, в которой раскрылась участь так называемого "маленького человека". Доля подавленной социальным и материальным гнетом личности станет остро актуальной темой в русской литературе девятнадцатого века.
Краткость описаний, использованных в "Станционном смотрителе", а также их беспощадная реалистичность позволяют считать данную повесть примером той русской прозы, которую Пушкин считал образцовой.
|