Когда многие слышат роман «Мастер и Маргарита», они ориентируются на фантастику. Однако произведение выходит за рамки данного жанра. Конечно же, Воланд со своей свитой является персонажем мифологии, но только его роль в романе очевидна. Булгаков постарался передать с помощью нечисти реальные отношения людей. Примером выступает тот факт, что Воланд нужен для того, чтобы обнажить пороки людей.
Только вот демонический персонаж не представляет собой абсолютное зло. Воланд способен миловать, что уже было необычно для трактовки дьявола. Достаточно вспомнить сцену, когда на представлении одному человеку открутили голову. Потом, когда зрители просили помиловать страдальца, Воланд согласился. Он понял: в Москве много плохих людей, но надежда на их исправление есть.
Дьявол не наказывает в своё удовольствие. Он несёт справедливое воздаяние. Порой кажется, что Воланд справедливый судья, а не представитель низин ада. Образ неоднозначен. Тем более, Воланд помогает Маргарите обрести своё счастье.
Когда читаешь роман, то представляешь картины происходящих событий. Произведений поражает величиной и глубиной идеи. Однако свита Воланда не такая честная и справедливая, как их господин. Они напоминают читателю о старом принципе, который гласит: «Зло есть зло». Такое противоречие показывает следующее: у нечисти, как и у людей, есть личности, порой разрушающие традиционные представления.
Роман «Мастер и Маргарита» – это реализм, в котором мистика помогает раскрыть реальные отношения людей, обличить их двойные стандарты: перед начальством лебезят, а со слабыми говорят с позиции силы.
|