Мало кто из писателей решался сделать главным героем своих произведений самого дьявола. Но у Михаила Афанасьевича было особенное отношение к потусторонним силам, что нашло яркое отражение в его творчестве и в первую очередь в «Мастере и Маргарите».
Воланд, пожалуй, самый яркий и запоминающийся персонаж романа, который незримо присутствует уже с самых первых его строк, повествуя о событиях, происходивших в Ершалаиме. Но «лицом к лицу» читатель впервые встречается с ним в московском парке, у Патриарших прудов: «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил за ухо, под мышкой трость с черным набалдашником в виде головы пуделя ... Рот какой-то кривой..., правый глаз черный, левый почему-то зеленый... »
У сатаны много имён и тысяча лиц, которые он легко меняет в угоду собственным прихотям и желаниям. В самом начале Воланд предстаёт перед читателями в облике иностранного профессора с интересом осматривающего столицу 30-х годов прошлого столетия, затем он показывает себя в роли мага, выступающего на сцене одного из театров Москвы. И лишь на балу присутствующим открывается его истинный облик.
Отдельного внимания заслуживает королевская свита – Азазелло, Фагот – Коровьев, кот Бегемот и Гелла, которые не столько выступали в роли шутов, сколько прислуживали князю тьмы, выполняя всю грязную работу. Однако именно им предстояло подготовить Маргариту к балу и обретению покоя с любимым Мастером.
Но в романе не всё так однозначно, писатель словно переворачивает с ног на голову представления человечества о добре и зле. Неспроста эпиграфом к произведению стали строки: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо!».
Воланд прекрасно осведомлён о мыслях и желаниях простых обывателей. У него нет цели совратить людей добрых и порядочных, живущих по законам совести. Но жестоко карает безбожников и нечестивцев, вытаскивая на свет божий все человеческие пороки и слабости, всего лишь исполняя людские желания. Булгаков ясно показывает, что не бес попутал москвичей, а люди сами стали на службу дьяволу.
Нельзя утверждать, что Воланд творит добро, он лишь воздаёт каждому по справедливости, делая это дьявольски равнодушно и изощрённо. Он не враг мира и человечества, а его неотъемлемая часть, как тень или обратная сторона зеркала: «Что было бы добро, если бы не было зла?». Как странно осознавать, что в романе сатана появился не для того чтобы праздновать победу, получив души миллионов неверующих, мздоимцев, алчущих злата и развлечений. Автор скорее уж сделал его оружием восстанавливающим равновесие во времена неверия и полного отрицания существования Бога.
Пожалуй, можно с уверенностью сказать, что такого дьявола в литературе ни до Булгакова, ни после него ещё не было. И с каждым новым прочтением произведения открываются всё новые грани этого персонажа.
|