Воскресенье
28.04.2024
03:45
Авторы
Наш опрос
Как поют поздравительную песню на вашем Дне Рождения?

Всего ответов: 1613
Новые сочинения
М. Горький. «На дне» – драма нашей жизни

Поиски правды в советской литературе – по...

Ужасы репрессий на примере произведения «...

Революция и Гражданская война 1917 года п...

Князь Мышкин, как главное дйствующее лицо...

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Школьные сочинения
Главная » Сочинения » 11-й класс

Истинные и мнимые ценности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»


 У каждого человека есть свои ценности, которые он считает для себя главными, которыми руководствуется в жизни. Но как отличить истинные ценности от мнимых? Каким из них стоит следовать? Эта проблема и стала одной из ключевых в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждому из персонажей этого произведения присущи свои ценности и идеалы, как истинные, так и мнимые.

 В московском обществе, изображенном Булгаковым, пороки заменили ценности. Предательство, трусость, жадность, алчность, эгоизм, расчетливость – лишь некоторые мнимые ценности, которыми живут Лиходеев, Варенуха, Латунский, Римский, Могарыч, Поплавский и другие представители московского общества начала ХХ века. Эти люди испытывают зависть и страх перед теми, кто выше их по положению, стремятся различными путями добиться своей личной выгоды, невзирая ни на что. Воланд и его свита раскрывают суть этого общества, обнажают его пороки.

 «Они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… <…> обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…», - говорит Воланд. Еще во времена Понтия Пилата деньги признавались как одна из основных ценностей. Иуда из Кириафа предает своего учителя за тридцать сребреников. Могарыч притворяется другом мастера, пишет на него доносы, желая завладеть его квартирой. Как и Иуда, когда тот предал Иешуа, Могарыч получает за предательство Мастера его жилплощадь. Поплавский, дядя Берлиоза, получив телеграмму о смерти племянника, сразу же спешит в Москву только по одной причине: «В чем же было дело? В одном — в квартире. Квартира в Москве!».

 Все мнимые ценности, что существовали в московской среде чиновников, полуинтеллигентов, обывателей, испытывают на себе сокрушительный удар силы Воланда. Например, во время выступления в Варьете Воланд делает так, что с потолка начинают падать червонцы: «Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и праведные водяные знаки. Запах также не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег. <…> Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки». Потом Воланд со свитой разворачивают перед дамами магазин с нарядами, которые потом исчезли.

 Нравственные ценности в этом обществе подменяются материальными, а жажда наживы порождает другие пороки, такие как лживость, коварство, трусость. Часто люди из-за страха потерять свой заработок, свое положение в обществе, потому готовы совершить бесчестные и трусливые поступки. "Трусость - самый страшный порок", – говорит Иешуа. Понтий Пилат принимает решение казнить Иешуа из страха потерять свое положение и должность. Однако потом он раскаивается в этом, осознает ошибку и искупает свой поступок, его ценности меняются.

 Этим мнимым ценностям Булгаков противопоставляет истинные, вечные ценности. Например, творчество. В то время как члены МАССОЛИТа заботятся о собственном материальном благополучии, праздно проводят время в ресторане, Мастер посвящает себя настоящему творчеству. Он обладает истинным талантом, он – настоящий творец.

 И когда роман подвергается критике, оказывается не принят и не понят, Мастер сжигает рукопись. Но уничтожить можно только бумагу, самое же творчество вечное. Мастер помнит свое творение слово в слово, не может выбросить из памяти то, что было создано таким трудом. Помнит его и Маргарита, которая «нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе — ее жизнь». Ведь «рукописи не горят». Истинное творчество нельзя уничтожить, нельзя запретить, нельзя подчинить, направить в определенное русло.

 Истинны и любовь, самоотверженность, верность. Ради любви Маргарита готова на любые жертвы: она, не раздумывая, принимает помощь Сатаны, отправляется на бал, терпит ужасные муки, хотя она не знает, будет ли исполнена ее просьба. И все ради того, чтобы спасти своего возлюбленного.

 Обеспеченная жизнь с мужем не сделала Маргариту счастливой, а когда ее и Мастера «столкнула их на углу Тверской и переулка сама судьба и что созданы они друг для друга навек», она обрела настоящую любовь, которая дала ей счастье. Это показывает, что только истинные ценности могут сделать человека счастливым и что никакие мнимые ценности не заменят их.

 Мастер, оказавшись в психиатрической больнице, не хочет делать Маргариту несчастной, он готов пожертвовать своей любовью, хотя и не представляет своей жизни без Маргариты, тем самым он проявляет самоотверженность: «Бедная женщина. Впрочем, у меня есть надежда, что она забыла меня!»

 Любовь дает Мастеру и Маргарите силу, возвышает их над московским обществом, раскрывает их лучшие качества – доброту, самоотверженность, искренность и честность. Они обретают покой, а в нем – свободу, любовь и творчество.

 Всегда истинны доброта, милосердие, умение прощать. Эти вечные нравственные ценности Иешуа нес людям своим учением. "Злых людей нет на свете", – утверждает он. И сам Иешуа не сделал «никому в жизни ни малейшего зла». Даже во время своей казни он в первую очередь заботится о других, например, делится водой с преступником. Иешуа умеет прощать и не держит зла: "...он перед смертью сказал, что он никого не винит..." Вера в людей, в добро, которыми обладал бродячий философ, - ценности, о которых порой забывают люди, которых так не хватает.

 Любовь, доброта, творчество, верность – те вечные общечеловеческие ценности, которые были и будут во все времена, к которым должны стремиться люди. Но всегда рядом с ними существуют и мнимые ценности, такие как алчность, жадность, эгоизм, избавить общество от них, увы, невозможно. Но только вечные ценности, по мнению Булгакова, способны сохранить душу человека и сделать ее бессмертной.


Категория: Скачать сочинение 11-й класс | Добавлено: 05.05.2023
Просмотров: 984 | Писатель: Булгаков М.А. | Оценка: 0.0/0
Сочинения по теме этого автора:
Всего комментариев: 0
avatar