Тема маленького человека – очень часто просматривается в произведениях Чехова. Люди которые изображены в рассказах – рабы общества лишённого всяких духовных ценностей. Три рассказа написанные Чеховым в конце 19 века, рассказывают о таких персонажах.
Рассказ «Человек в футляре» - рассказывает об учителе греческого языка Беликове. Этот человек закрыл себя в футляре от всего, даже внешне каждая часть его тела была словно закрыта в футляр. В его доме, каждая вещь имела своё место, и даже ничтожный перочинный ножичек, лежал в футляре.
Но беда Беликова не во внешней мелочности, а во внутреннем, душевном состоянии «футлярности». Этот футляр выражался в словах – «как бы чего не вышло». Он боялся всего, - слухов, которые могли бы нанести вред его репутации, он боялся начальства. Его стремлений в жизни не было вообще, он не развивался не духовно, новые увлечения были для него чужды. Этот человек умел наводить страх на людей, которые были рядом с ним, своим формализмом и требованиями установленного порядка. Этот несчастный человек, успокоился лишь только в гробу, в нём он обрёл свой настоящий футляр, к которому он стремился всю жизнь.
Персонаж рассказа «Крыжовник» - всю жизнь лелеял одну единственную мечту, - купить поместье с кустами крыжовника. Всю свою жизнь, ради этой мечты, этот человек унижал сам себя ради ее достижения. Он унижался перед людьми ради денег, он ради этого жил собирал деньги, и отказывал себе во многом. И наконец обрёл своё счастье, - он приобрёл то что хотел. Момент, когда он вкусил ягоды крыжовника, этот человек был на вершине счастья. Но почему мы не радуемся вместе с ним? Потому что нам его искренне жаль – он убил жизнь со всеми ее радостями на достижение нелепой мечты.
Третий, заключительный рассказ трилогии называется «о любви». Этот рассказ о том, как два человека любящие друг друга, богатый мужчина и женщина отказались от любви. Они не смогли преодолеть собственные заблуждения и предрассудков в обществе. Эти заблуждения и предрассудки – тоже своего рода футляр, эти герои, так же невольно повторяют своим поведением слова Беликова: «как бы чего не вышло».
|