Тема: Сострадание или жалость? Размышления по повести А. Куприна "Гранатовый браслет".
Повесть "Гранатовый браслет" - одно из тех редких произведений, которые, написанные в небольшом объеме, оставляют неизгладимый след в душе, врезаясь в память своей основной идеей. "Гранатовый браслет" - повесть о страдании и сострадании, о жалости и презрении, о дружбе и страсти. Основной фигурой, которая генерирует вокруг себя такие мощные и противоречивые чувства, является Желтков, канцелярский служащий, человек меланхоличный, погруженный в собственные переживания, но сохраняющий благородство душевного склада на фоне тяжелых жизненных обстоятельств. Желтков, полюбив Веру Николаевну Шеину, женщину не своего социального уровня, в первые годы преследования искреннее надеется добиться ответного сердечного порыва со стороны знатной дамы, но все тщетно. Тогда Желтков отходит в тень, изредка напоминая о себе, сохранив в себе это чувство, как свою главную жизненную энергию.
Как реагирует Василий Шеин на незадачливого ухажера своей жены? Он заносит его в самодельный альбом смешных и саркастических историй, изменив только некоторые факты биографии мужчины. Он не воспринимает всерьез канцелярского служащего, не видит в нем опасности, но и не стремится стереть его с лица земли. В Василии Шеине злобы нет, но есть она в родном брате Веры - Николае Николаевиче, который говорит о Желткове с презрением, отвращением и пренебрежением, как о человечишке, которого необходимо устранить. На фоне такого яростного чувства Василий начинает жалеть бедолагу, что не может не заметить княгиня Шеина. Она и сама начинает жалеть влюбленного в нее мужчину, которому она не может дать ничего, кроме молчания.
После гибели Желткова, Вера, прочитавшая об этом в газете, и движимая острым чувством жалости, приезжает на квартиру к Желткову для прощания.
Нечто двинулось в душе женщины, и она впервые смогла взглянуть на любовь Желткова не извне, что рождало только недоумение и жалость, а "изнутри". И тогда в ней родилось сострадание.
Финальные сцены повести посвящены именно состраданию. Вера впервые за всю длину произведения начинает "проживать" ту трагедию, которая совершалась в жизни Желткова. И ей больно. Она ищет прощения у уже умершего человека, искупления греха равнодушия и высокомерности. Это сложнейшая внутренняя работа, которая сметает с сердца княгини всё напускное и пафосное, оставляя лишь чистое, живое, бьющееся человеческое сердце. Такое сердце было у Желткова: презираемый многими, этот человек жил живым сердцем, и оно билось во имя Прекрасного, Настоящего и Вечного. Во имя Любви.
|