Александра Ивановича Куприна принято считать писателем, работавшим в толстовском стиле. Действительно, страницы его произведений наполнены реальными событиями, персонажами, сценами и переживаниями. Свой жизненный опыт автор переносил на бумагу в виде объемных и рельефных художественных образов. Особый интерес он проявлял к острым и неприятным общественным проблемам, а также к непростым и даже трагическим жизненным ситуациям. Он показывал их объективно, не навязывая свои суждения и не увлекаясь морализаторством. Эта очевидная недосказанность заставляет читателя самостоятельно искать ответы на множество вопросов и вызывает у него желание еще не раз вернуться к тем или иным эпизодам повествования.
Тем не менее, тот факт, что Куприн входит в число самых популярных русских писателей, нельзя объяснить только мастерскими сюжетными и эмоциональными недомолвками. Ведь он проявил себя и как знаток языка, и как крупный художник слова. Созданные им картины природы отличаются яркостью и разнообразием, из-под его пера вышло немало запоминающихся описаний животных.
В произведениях "Олеся" и "Гранатовый браслет" Куприн очень умело показал сильные любовные переживания и провел тщательный психологический анализ поведения героев. В этих и других своих сочинениях автор четко передавал оттенки чувств и мимолетные проявления психики.
В повести "Олеся" ему удалось создать довольно нетипичный образ юной ведьмы, выросшей вдали от большой цивилизации. Удивительные благородство и самоотверженность героини заставляют читателя проникнуться к ней огромной симпатией, а ее избиение около церкви вызывает искреннее сострадание. В итоге образ колдуньи вышел из-под купринского пера удивительно привлекательным, чарующим и необычным.
Творчество Куприна не было сосредоточено на представителях высшего света или выходцах из народной среды. Оно широкой панорамой охватывало весь мир. Его читательская аудитория тоже не ограничена избранными категориями ценителей, а состоит из разных слоев общества.
Будучи во всех своих проявлениях типично русским писателем и ощущая прочнейшую связь с Родиной, Куприн тем не менее долго прожил за границей. Эмиграция обернулась для него депрессией и творческим упадком. Не сумев подавить в себе ностальгию, в 1937 году Куприн, несмотря на тяжелую болезнь, вернулся в Россию.
|