Каждый автор в сотворенном им произведении выражает собственную боль, размышления, переживания, выстраивая личную философскую концепцию, передаваемую публике посредством используемых персонажей и создаваемых историй. Автор может высказывать собственную позицию на протяжении всей сюжетной линии, обезличенно, а может наделить своим видением мира одного из героев, сделав его собственным "голосом", проводником авторских идей.
Таким героем в "Гранатовом браслете" является генерал Аносов - пожилой человек, доблестный военный, умудренный жизнью старец, сохранивший и юношеский задор и открытое к друзьям сердце. Самозабвенно любящий своих названных дочек, Веру Шеину и Анну Фриессе, Аносов проводит с ними самые задушевные и пронзающие своей честностью беседы, через которые читателю слышны раздумья самого Куприна.
Беседы, которые ведет пожилой мужчина со своими милыми собеседницами, исполнены глубоких личных выводов, и касаются брака и любви, фактической роли супружества, смыслу, который вкладывают в него мужчина и женщина. Аносов постоянно "копает вглубь", размышляя, что есть Любовь, что она включает, а чего она начисто лишена. Так, по его словам любовь не должны касаться такие приземленные и меркантильные категории как "жизненные удобства, расчеты и компромиссы". Любовь по его мнению - это самая возвышенная из трагедий. Это надрыв души, на который современные мужчины "в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью" просто не способны. Аносов признается, что и сам не знает о силе и интенсивности такого переживания: его попросту не было в жизни. Не простив предавшую его супругу, с которой отношения начались по взаимному физическому притяжению, генерал Аносов не захотел быть "дойной коровой", социальной "ширмой", за которой могла скрыться безнравственная женщина от косых взглядов всего дворянского общества. Аносов позволяет женщине убежать со своим любовником и полностью вычеркивает ее из своей судьбы.
Оценивая супружество Веры с князем Шеиным, Аносов неохотно признает, что это скорее "исключение" из общей тенденции, но он хочет донести Вере, что любовь должна быть полна огня, непотухающего, пламенеющего, согревающего, вдохновляющего. Спокойствие, сопровождающее брак супругов Шеиных, удивляет Аносова, который видит в любви великую Трагедию и только, без всякого созидающего и конструктивного начала. Очевидно, что эта позиция действительно однобокая, потому что лишает любовь как явление силы дарить жизнь, а не отнимать все: и ее, и спокойствие, и разум, и безопасность.
Вполне возможно, что изначально начиная говорить посредством своего персонажа, Куприн в дальнейшем отошел от этой задумки, подарив старому генералу собственное звучание и собственную "песню", наделив его и собственной цельной жизненной философией, имеющей право быть донесенной до читательского сообщества.
|