Сочинение на тему «Любовь есть безумство?»
Рассуждение по мотивам повести А. Куприна "Гранатовый браслет", 10-й класс
"Гранатовый браслет" - это не просто история о любви. Не просто жизнеописание сильнейшего душевного потрясения рядового чиновника, посягнувшего на расположение особы дворянского происхождения. Своим произведением А. Куприн ставит перед читателями серьезнейшие дилеммы, касающиеся внутреннего мира каждого живущего на земле человека. Он вскрывает такие острые моменты и вопросы человеческого бытия, что немногие личности решаются честно найти ответы на них.
Из всей совокупности приводимых в повести диалогов его основных героев образуются смысловые узлы, разрешить которые призвана каждая серьезная личность, не просто пробегающаяся глазами по строкам, но пропускающая слова повести через себя. Перечислим эти ключевые моменты:
1. Есть ли супружеский союз единственно верным выражением подлинной любви?
2. Возможно ли настоящее любовное чувство за гранями брака?
3. Какое моральное основание имеет такая любовь на свое существование?
4. Насколько долго могут существовать такие "Любовные треугольники"?
5. Есть ли в подлинной любви мучение?
Нет ни одного однозначного ответа на эти дилеммы. Со стороны христианской морали безусловно ответ на второй вопрос должен быть отрицательным, и опять-таки, что если незаконная любовь представляет собой скорее сильнейшее дружеское расположение без претендования на настоящую интимную близость? Ведь никто не может отказать человеку в изъявлении эмпатии - восхищения качествами другой личности и искреннего признания в этом. Герой "Гранатового браслета" Желтков сделал княгиню Веру Шеину своей платонической страстью. Не выдержав сильнейшего притяжения к женщине, Желтков решает уйти из жизни.
Генерал Аносов, беседуя с сестрами Верой и Анной, приводит примеры героического любовного чувства, случаи которого, по его мнению, возвышаются над множеством пародий на это великое переживание. Но все эти примеры берут свое начало из фактов адюльтера. В одном из них военный продолжает любить свою неверную супругу, оберегая ее любовника, своего прямого конкурента, от опасности. Может быть, эта великая сила всепрощения и всепокрытия и есть признаки настоящей, осознанной, вечной Любви?
В такой любви, по мнению старика, безусловно должны содержатся и мучение, и отрешенность от логики. Потому что любить того, кто не любит тебя - это абсолютно нерационально, обречено на провал и несчастье. Но в такой любви больше самоотдачи, а значит меньше эгоизма. Хотя уйти из жизни самовольно - это ли не эгоизм, возведенный в абсолют? Распорядиться жизнью, которую ты сам себе не подарил, - это ли не буйство собственного Я? В случае с Желтковым очень легко спутать эгоистичное переживание горя и самопожертвование для оставления в покое Веры Николаевны Шеиной. Но если в любви есть трагедия, то не является ли такая Любовь орудием Смерти, а не Жизни? Разве Любовь не должна дарить подлинную Жизнь? Каждый читатель ответит себе на эти вопросы сам.
|