Одним из основных российских писателей, выступавших против крепостничества, является Д.И. Фонвизин, который своим неоценимым талантом, своей политической деятельностью выступал, как носитель прогрессивных идей в житейском море России, придавший исключительно важный вклад в золотой фонд русской литературы. В своей незабвенной комедии "Недоросль" он довольно ярко показывает уродливость произвола, жестокость власти помещиков в период усиления крепостного строя при Екатерине II.
Прецедент в "Недоросле" разворачивается в течение суток в усадьбе помещицы Простаковой, которую автор называет "презренной фурией", "бесчеловечной". Все поведение этой закоренелой эгоистки направлено только на получение выгоды со всего, из чего только можно. На протяжении всей комедии она показывает свое пренебрежение к крепостным, которых она ставит наравне с животными: "А ты, скот, подойди поближе". Она настолько убеждена в своей безкарности, что даже за самую малую провинность готова убить любого из своих слуг. С такой же жесткостью она относится и к своему слабовольному мужу, который находится у нее "под пятой". Единственная любовь в ее жизни - это ее шестнадцатилетний сын Митрофанушка. Этому недорослю она пытается передать все свои деспотические наклонности и привычки.
Остальные герои "Недоросли" носят фамилии, которые как-бы подчеркивают характеры своих хозяев. Самым важным и святым в жизни Тараса Скотинина - родного брата Простаковой - являются свиньи. К ним он относится гораздо лучше и доброжелательнее, чем к своим крепостным, над которыми он не только измывается, но еще и обирает дочиста.
В противовес деспотизму и глупости помещиков автор рисует в комедии и образованных, честных, исполненных обаяния Стародума и Правдина. Стародум - патриотичен, умен, не любит двуличных, лукавых людей. Прямо обвиняя "двор", где "водятся премелкие души", он выступает и против крепостничества, утверждая, что "угнетать рабством себе подобных беззаконно".
Подобным Стародуму в комедии мы видим и Правдина, человека с прогрессивными взглядами.
Будучи единомышленником Стародума и благодаря своей должности, он имеет возможность ограничить произвол Простаковой и берет ее имение под опеку.
Таким способом за счет сатиры Фонвизин в своей комедии разоблачает тиранию русского крепостного права.
|