Можно без сомнения считать, что произведение «Недоросль» Д.И. Фонвизина, считается самым главным и лучшим плодом всего его творчества. Эта социально-политическая комедия очень точно и гротескно отображает все пороки российского общества того времени. В этой комедии высмеивается типичная провинциальная помещичья семья, ее узкий и монотонный кругозор, и если разобраться глубже, то фамилии героев – Простаковы и Скотинины, очень соответствуют их образам.
Возьмем Простаковых, В этой семье правит госпожа Простакова, а не муж, как должно быть. Она очень властная, жестокая, но, вместе с этим, безграмотная , не далекая и необразованная. Ее глубочайшие убеждения состоят в том, что дворянам абсолютно не нужно образование. Она считает, что дом держится только на том, что она, то ругается, то дерется, и благодаря отсутствию знаний, считает, что именно в этом и должно заключаться управление поместьем. А сам хозяин, помещик простаков, боится свою жену, как огня, находится в полной зависимости, и что самое невероятное и прискорбное, что его такое положение полностью устраивает. Он не делает даже малейших попыток, чтобы изменить положение.
Мало чем отличается от Простаковой и ее брат Скотинин. Как говорилось ранее, фамилия полностью соответствует образу. Для него «идеал и мерило всего на свете» - это свиньи. Их, пожалуй, он ценит на много больше, чем самих людей. Даже, собираясь вступить в брак с Софьей, он заявляет, что непременно заведет своих поросят. Это говорит о полном невежестве и недалекости человека.
Подчеркивая образы своих героев, Фонвизин наделяет их различными текстовыми характеристиками, что еще более подчеркивает их сущность. Та же Простакова, со слугами и мужем ругается и бранится, со Стародумом и Правдиным она очень вежлива и обходительна, чтобы не показать свое невежество и безграмотность, а со своим сыном Митрофаном очень ласкова.
Но нельзя не заметить, что Прстакова, как мать, заботится о своем сыне. Она нанимает ему учителей. Цифиркин пытается ему преподать основы арифметики, Кутейкин – грамматики, а Вральман – французскому языку и всему остальному. Но все это, как мы видим, абсолютно бесполезно.
Митрофанушка и так не наделен особыми умственными способностями, хорошими чертами характера и манерами. А лень, жадность, честолюбие и тотальное невежество, напрочь, перегораживают ему дорогу к знаниям. Добавить к этому атмосферу, которая царит в доме, и станет понятно, почему Митрофан – недоросль.
У читателя он вызывает полнейшее отвращение еще и тогда, когда боится здоровенных кулачищ Скотинина, но сам набрасывается на Еремеевну с кулаками. А когда Митрофан показывает свою «образованность и грамотность» Стародуму, характеризуя двери, это и вовсе вызывает бурный смех.
В этой комедии, на Примере Простаковых и Скотининых, Д.И. Фонвизин показывает, что далеко не все дворяне достойны своего высокого и почетного звания.
|