В своей острой и насмешливой комедии «Недоросль», написанной Денисом Ивановичем Фонвизиным в эпоху правления Екатерины II, отражено неспокойное время, когда законы всегда были на стороне тех, кто обладал силой и влиянием. Из мемуаров самой императрицы можно сделать выводы о замедляющемся развитии нравственной и общественной жизни на исходе XVIII в. Именно особенности, связанные с воспитанием молодого поколения, становится лейтмотивом в бессмертном произведении.
Деспотичная и своенравная помещица Простакова серьезно беспокоится о том, чтобы её любимый сын Митрофанушка имел возможность получить приличное образование и занял достойное место в обществе. Она опасается, что ее сын окажется необразованным среди образованных, и поэтому весьма щедро оплачивает усилия учителей, которые берутся за его образование.
Среди учителей самый значимый и преданный персонаж — отставной солдат Пафнутьич Цыфиркин, который стал учителем арифметики. Его речь полна военной терминологии и непрерывных подсчётов. Он гордится своим умением помогать в счетных делах и обучать детей в свободное время. Однако «педагог» постоянно сталкивается с недовольством со стороны Простаковой, коллег и самого Митрофанушки, который неохотно учится и называет его «гарнизонной крысой». Сознавая свою неудачу в обучении, Цыфиркин отказывается от жалования, чем вызывает симпатии остальных персонажей.
Кроме Цифиркина, в учебном процессе активно участвует недостаточно образованный семинарист Сидорыч Кутейкин. Хотя он пытается поддержать Цыфиркина, его собственные усилия остаются недостаточными, и он проявляет жадность, требуя оплату даже за неудачные уроки.
Немец Адам Адамыч Вральман, обучающий Митрофанушку «по-французски и всем наукам», оказывается наиболее влиятельным преподавателем. Он пользуется особой поддержкой Простаковой и не обращает внимания на недовольство своих коллег.
Комедия Фонвизина ярко и сатирично показывает, как недостаточное внимание к образованию и воспитанию подрастающего поколения может привести к ничтожным результатам и расточительству средств.
|