Денис Иванович Фонвизин – секретарь главы русской дипломатии, статский советник и основоположник бытовой комедии. Его произведения пользуются большой популярность, но даже среди них выделяется комедия под названием «Недоросль». Само слово в восемнадцатом веке обозначало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения от своего учителя об окончании обучения. Этимология слова отлично отражает саму суть произведения, рассказывающего о семействе Простаковых. Одной из особенностей данной комедии являются «говорящие фамилии» главных героев. Этот термин широко использовался всеми классиками, так что и Фонвизин не стал исключением, отражая саму суть персонажей через их фамилии.
Одним из главных героев комедии является Простаков Митрофан Терентьевич, в полной мере отражающий название произведения: грубый, безнравственный и глупый – он не стесняется физически наказывать своих крепостных. Не преминует подобными методами и хозяйка семейства – госпожа Простакова. Она так же как и её сын глупа и груба со всеми, высокомерна и любит избивать своих подчинённых. Всё их семейство пропитано невоспитанностью и чванливостью, это касается и брата хозяйки – Тараса Скотинина. Все действия Простаковых несут в себе негативный характер. Даже, казалось бы, такое прекрасное начинание, как забота о сыне, госпожа семейства перевернула с ног на голову, превратив в чрезмерную опеку за уже взрослым господином Терентьевичем.
Произведение отражает в себе проблемы своего времени. Фонвизин уже с первого действия вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. На протяжении всей комедии мы видим разъяснение и показ этого конфликта. Показывая гротескных помещиков, драматург обличительно заявляет, что именно чрезмерная вседозволенность и поддержка со стороны верховной власти стали причиной потери человеческих качеств: достоинства, сострадания и стремления к знаниям. Полной противоположностью помещикам являются прогрессивной настроенные крепостные крестьяне. Главным намерением Фонвизина было показать поступки Простаковых и Скотининых в условиях социальной обусловленности.
|