Сочинение для 8-го класса или для тех, кто сдаёт ЕГЭ по литературе.
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» была написана в восемнадцатом веке. В ней читатель может отыскать и черты реализма, и черты классицизма. Например, в произведении работает правило «трёх единств»: времени, места и героев. Также можно легко разделить персонажей на положительных и отрицательных. Примером реализма является отражение жизни, максимально приближенное к действительности. Главный конфликт в «Недоросле» - столкновение невежества и просвещения.
Митрофан – один из главных героев произведения, который является представителем невеж. Описание его образа, на мой взгляд, стоит начать с его имени. Такие имена или фамилии в произведениях, которые несут в себе определённый смысл и оценку персонажа, называют «говорящими». «Митрофан» означает «подобный матери». Это, несомненно, находит отражение в комедии – герой во всём похож на свою мать, Госпожу Простакову. Митрофан – отражение помещицы, с её грубостью, невежеством и жестоким отношением к окружающим. Название произведения так же, как и имя персонажа, было выбрано не случайно. Недорослем в восемнадцатом веке называли несовершеннолетнего дворянина, который ещё не может приступить к военной службе. Кроме того, это слово носит и переносное значение – глуповатого юноши и недоучки. И тот, и другой смысл подходят для описания образа Митрофана, поскольку ему ещё нет шестнадцати лет (это был возраст совершеннолетия), и он не может служить, а юноша совершенно не хочет учиться и не старается. Его отношение к учёбе видно из рассказов учителей о нём. Например, герой за четыре года обучения может еле-еле сосчитать до трёх. Для него приоритетом являются не знания, а женитьба («Не хочу учиться, хочу жениться!»).
Митрофана, мне кажется, совершенно справедливо назвать неблагодарным. Мать, которая хотя и чрезмерно, но искренне любит сына, старается сделать для него как лучше: находит учителей для занятий, не хочет, чтобы он отправился служить. А герой совсем не ценит её, что явно видно в его поступке в конце произведения, когда Госпожа Простакова теряет имение. Митрофан, увидев, что у матери больше нет власти, отвернулся от неё, забыв о том, что она, в первую очередь, для него единственная и любящая мама, а не просто наделённый властью человек.
Таким образом, можно сделать вывод. Сын Госпожи Простаковой – неблагодарный человек, невежа, он не умеет уважать других людей, не может отличить прилагательное от существительного. Воспитание, конечно, сыграло большую роль в жизни Митрофана, не случайно Стародум (герой-резонёр) говорит об этом персонаже: «Вот злонравия достойные плоды».
|