Осеннее время вдохновляет множество писателей и поэтов. Как выразился великий Пушкин: "…в багрянец и золото одетые леса…". Высказывание поэта заимело жизнь в картине Левитана. На ней он отобразил жизнь российского леса в начале осени.
В самом низу полотна мы видим еще зеленый папоротник. Лишь местами его листья приобрели коричневый цвет и они сильно выделяются среди своих собратьев. Везде присутствуют "всполохи" отмирающих листьев, поэтому полянка смотрится не такой скучной и унылой. Понятно, что это место расположено в низовье, так как папоротник растет лишь при обилии воды. С правой стороны на возвышенности разместилась тройка сосен подружек. Их толстенные, высокие стволы тянутся в сторону небес. Они больше похожи на мачты какой-нибудь шхуны. Крона растрепана и напоминает мне парус пиратов. Сосны со стороны зрителя не так ветвисты. Это указывает на то, что с этой стороны расположился север. На земле под соснами видна их поросль. Она еще слаба, но шанс на жизнь у нее есть.
Левая сторона картины радует зрителя золотом. Молоденькие деревца нарядились в разномастные одежки. Березы и осины собрались в дружный хоровод и как девушки весело хохочут своим шуткам. Зелень хвои гармонически вписывается в эти наряды и подчеркивает их. Вверху справа раскинулось еще одно дерево, прикинувшее на себя желтоватое платье. Оно напоминает атамана пиратов и сильно выделяется среди себе подобных. Каждое дерево сразу привлекает к себе взор зрителя и становится понятно, что на дворе осень. За массив из сосен и виднеются кустики или еще молодые деревца. Они имеют тон морских глубин и создается впечатление плывущих среди вод огромных сосен. Чувствуется запах осени, ее нежная, но неотвратимая поступь. Природа готовится к морозам и холодным ветрам.
Говорит о приходе дивной поры и небо. Оно теперь не такое насыщенное как летом и даже потеряло свои краски под напором предстоящих перемен. На нем плывут такие же не выразительные облака, а вот солнца совсем не видать. Но папоротник знает о его присутствии и развернулся своими листьями в сторону источника света. Зритель поражен всеми этими тонкими нюансами и получает чувство присутствия в настоящем лесу. Художник для этого постарался вовсю. Но в такой уголок природы лично мне попасть не хочется. Он явно гнетущ и не особо мне понравился. Видимо в то время у Левитана было плохое настроение и он выразил его в нависающих над зрителем соснах.
|