Исаака Левитана, по праву, называют «мэтром» русского пейзажа. Какую бы картину, этого автора не взять, каждую, без преувеличения, можно назвать шедевром. Он не просто воспевает красоту родной природы, он вкладывает душу в свои произведения. Его высокие чувства к русской природе, настолько сильны, что он не может их выразить словами. Он выражает их красками, оттенками, глубоким и возвышенным колоритом. Вместе с тем, нет, наверное, ни одного человека, который бы, взглянув на любую из его картин, не понял бы того, что хотел выразить художник в своем произведении. Все его картины – как тонкая и многогранная мелодическая линия, как стихотворная ода, которая воспевает всю неповторимость и уникальность русской природы. Глубина ее познания, просто не имеет границ.
Возможно, работая над произведением «Золотая осень», Левитан руководствовался известным стихотворением А.С. Пушкина, точнее, несколькими фразами: «Очей очарование.. в багрец и в золото одетые леса». Тем не менее, глядя на картину, невозможно не сказать и других фраз из этого стихотворения: «Унылая пора… пышное природы, увяданье…» Взглянув на эту картину, нельзя сказать, что она «унылая». Наоборот, картина вызывает самые прекрасные и светлые чувства.
Если внимательно вглядеться в произведение, то можно понять, что это погожий осенний день, где-то, в середине октября. Конечно, солнце уже далеко, не такое яркое, как летом, но своих позиций, пока, сдавать не собирается. Хотя, само небо, уже несколько холодное. Прямо, как у Пушкина: «Уж, небо осенью дышало…».
Кучевые облака говорят о том, что осеннего ненастья, пока, не предвидится, и завтра тоже, должна быть ясная погода.
На переднем плане, изображена березовая роща. Береза – одно из самых распространенных деревьев в России. Роща изображена огромной и удаляется от нас к самой лини горизонта, а река, которая изображена вертикально, подчеркивает это обстоятельство. Отражением, подчеркивается направление самой реки.
Не смотря на то, что все деревья уже окрашены в золотистый, оранжевый, багровый и другие цвета, несколько деревьев, на правом берегу реки, еще продолжают зеленеть. Да и трава, которая на переднем плане, еще тоже, зеленая. Всмотревшись более пристальней, на дальнем плане, можно увидеть пару деревенских домиков в поле, которое, кстати, тоже еще, зеленое.
Тем не менее, внимание любого, кто смотрит на картину, обращено к березам. Издавна, березе приписывали чудодейственные свойства и благотворное влияние на человека. Возможно поэтому, Исаак Левитан, с таким трепетом и вдохновением, написал эту картину. Такое ощущение, что березы, изображенные на полотне, хотят передать свои целебные и чудодейственные свойства каждому, кто на них взглянет.
|