И. Левитан написал свою картину "Осенний день. Сокольники" в 1879 году. Великий художник в то время находился в ссылке. Такие уж тогда были времена, что молодому художнику пришлось уехать из столицы в заброшенные места. Поэтому полотно получилось несколько грустным и ностальгическим. Левитан очень скучал по привычному для него образу жизни и особенно за любимым парком в Сокольниках.
В глаза сразу бросается изящная фигурка дамы. Она беззаботно гуляет по дорожке осеннего парка. Стоит пасмурный день и она как бы выплывает навстречу зрителю. Еще мгновение и героиня картины выйдет из рамок полотна. Для большей перспективы, автор произведения прорисовал тропинку убегающую в бесконечную даль. Дует ветерок. Это видно по развевающемуся одеянию женщины. Она шагает уверенной походкой по опавшей золотистой листве деревьев. Они как бы шуршат под ее поступью и будоражат слух. Тропинка обрамлена пожелтевшими и подготовившимися к осени деревьями. Они сильно контрастируют с зеленью хвои могучих сосен. Это придает изображению еще больше ожиданию проливного дождя. Предвещает ливень и небо, которое покрыто хмурыми тучами. Их в клочья рвет ветер.
Кажется, что природа ополчилась вокруг беззащитной женщины. Но она спокойна и лишь дополняет красоту прекрасного парка. Художник постарался всю картину выполнить широкими мазками. Это придает ей некоторое чувство движения и смазанности. Верх сосен немного наклонен к горизонту, что подтверждает присутствие ветра. Они как бы раскачиваются под его порывами. Травка по краям дорожки еще зелена и доживает последние дни. Она уже не такая сочная и яркая как в разгаре лета. Осень приходит на землю окончательно и все вокруг меняется прямо на глазах. Некоторая размытость изображения придает произведению воздушности и нереальности. Чувства смотрящего наполнены не только впечатлением от увиденного, но и могут услышать свист ветра и шорох пожухлой листвы под ногами.
В картине И. Левитана "Осенний день. Сокольники" присутствует больше холодных цветов. Отсутствие теплоты или ее малое количество лишь навевает смотрящему грусть и пустоту в душе. Видимо великий художник испытывал подобные чувства при написании данной картины. Мастер кисти сравнивает беззащитную фигуру дамы с буйной и тревожной погодой. Величавость природы покорила художника. Он восхищается ею, и в то же время преклоняется ее могуществу.
|